Дети процессора — 2

Начало

Во всяком случае, любовь вездесуща в этой Сети сетей. Во всевозможных формах. Здесь можно найти родственную душу, заняться СПК (виртуальным сексом), а также познакомиться с теорией любовных отношений. Если у предшествующих поколений был медицинский Ларусс или семейная энциклопедия и почти все узнавали о секретах своего рождения до того, как родители отваживались затронуть эту тему, то те, кто впитает Интернет с молоком матери, будут гораздо более испорченными. В Вебе полно псевдомедицинских сайтов, где можно найти ответы на все навязчивые вопросы — от сведений о нормальном или патологическом размере женской груди до данных о технике страстного поцелуя, включая то, что следует знать о нежелательной беременности.

Но, набирая на клавиатуре слова из любовного лексикона, любопытные могут угодить на почти неконтролируемые сайты. Магия и кошмар Веба не в том, что он уводит вас в мир, но в том, что он приводит весь мир в ваш дом. Теперь ничто не принимается в расчет — ни семейный комендантский час, ни квартал, в котором вы живете, ни дверь, запертая на два оборота ключа. Единственным кликом мыши ваш маленький мальчик может оказаться в секс-шопе, у педофилов или неонацистов . Интернет — это огромная клоака, где можно найти все, в том числе и то, чего не ищешь. Но силы общества едва ли могут запретить такие сайты, которые «предоставляют яд во всеобщее пользование», как сказал прокурор

Эрнест Пинар в своей обвинительной речи против… «Мадам Бовари» в 1857 году. С какими же опасностями могут на самом деле столкнуться будущие пользователи Интернета? Можно ли их ограничить? Существуют, мы увидим это ниже, способы защиты и программы, могущие послужить первым барьером.

Барьер… если только маленькие гении информатики не обойдут родительские запреты с помощью своих «профессиональных» знаний. Ибо технология — это еще и чудовищный вызов любым формам авторитетов. Десятилетние мальчуганы разбираются в ней лучше, чем их родители, и этот феномен сам по себе является примечательным. Возможно, впервые в истории человечества дети учат своих родителей революционным вещам. Не потрясет ли это отношение к авторитету? Не подвергнутся ли сомнению основы воспитания? Кстати, корректен ли Интернет в педагогическом плане? Он понемногу вошел в школы, благодаря некоторым преподавателям-первооткрывателям, но вот уже многие говорят о классах, где каждый ученик будет работать за компьютером в своем собственном ритме, имея в качестве репетитора программу, адаптированную для его уровня: опасаться ли, что ПК займет однажды место учителя? И здесь современный опыт позволяет если не ответить, то хотя бы приподнять уголок покрова.

Интернет представляет собой огромную энциклопедию, Гигантскую библиотеку. Но Сеть не так уж похожа на универсальное знание. Ибо любое слово здесь стоит другого. Здесь можно найти лучшее и худшее, безо всякой иерархии либо рассортированное неизвестно кем. И нет никого, с кем можно было поговорить об этом или кто научил бы этим пользоваться, разве что иногда с преподавателями. Школа —это последний рубеж против «Интернет-разрыва»; она должна сыграть свою роль и не допустить того, чтобы только дети из состоятельных семей могли овладеть технологией, тогда как другие получают лишь дополнительное отставание. Способна ли на это сегодняшняя школа? Учителя, а также министры, бывшие министры или ответственные за национальное образование дали нам свой ответ.

Если дети PlayStation испытывают меньше почтения к иерархии, какими же служащими и работниками они станут? Когда кто угодно может послать электронное письмо своему начальнику, когда информация принадлежит всем благодаря Интернету, этим внутренним сетям предприятия, такое предприятие с пирамидальной структурой, со своим недосягаемым генеральным директором и своими маленькими начальниками, чья власть зиждется на владении информацией, сотрясается до самых основ. Не так уж много времени прошло с тех пор, когда Жак Ширак срочно учился пользоваться Интернетом и водил дружбу с парижскими start up и можно было предположить, что деятельность молодой поросли заразит их старых коллег. Это было в 1999-м. Но галстуки вернулись, и Биржа сожгла то, перед чем она преклонялась. Больше никто не смеет сказать, что дети мультимедиа уничтожат иерархию, переосмыслят менеджмент или разовьют работу в Сети. Может быть, напрасно.

Пассивность по отношению к медиа, как бы там ни было, неприлична. Эта идея пришла из Соединенных Штатов, где те, кто еще не достиг пятнадцатилетия, несколько подзабыли о телевидении в пользу компьютера и Интернета: их потребление телепродукта понизилось до двух часов в неделю в течение пяти лет. Жестокое сравнение, долгое время бывшее очень модным за океаном, иллюстрирует эту перемену. С одной стороны поколение «сидячих картофелин»: тучный пятидесятилетний мужчина, развалившийся в кресле, загипнотизированный телеэкраном, погрузивший свои жирные руки в огромный пакет с чипсами. Напротив — поколение Итернета: молодой человек, сидящий за компьютерным столом, устремленный к монитору с увлеченным видом, в одной руке — чашка кофе, в другой — компьютерная мышь. Чудное виденье, не так ли?

Чудным также представляется утверждение группы американских и английских психологов, которые заявили, с разницей в несколько месяцев — им удалось доказать, что цифровые медиа обогащают юные мозги. По их мнению, двигательные и когнитивные умения и навыки гораздо быстрее развиваются в интерактивном мире. Так что новое поколение превзойдет предыдущее не только в росте: средний IQ кибердетей вырос на пятнадцать пунктов за десять лет. Иначе говоря, игра — это не потерянное время, а продуктивное! Вот только игра не является единственной причиной, ответственной за этот рост среднего умственного коэффициента. Но уверенность в том, что она его не понижает, уже стала бы большим шагом, когда многие детские психиатры утверждают, что, мешая детям гулять и отпускать на волю свое воображение, электронные игры сокращают их способность к творчеству.

Сам мобильный телефон, который только начинают подозревать в опасности для нашего здоровья — мы увидим в главе 12, что наименее встревоженные из экспертов рекомендуют все-таки остерегаться влияния волн на детей, — меняет нашу психологию. После терактов 11 сентября американский школьник, чей брат погиб в одной из башен Всемирного торгового центра, не переставая набирал его номер, чтобы послушать голос на автоответчике. Он оставил ему десятки посланий. Сегодня вы умираете не в тот момент, когда перестало биться ваше сердце, но когда ваш телефон отключают. Присутствие мобильного телефона успокаивает нас, как любимая игрушка, даже когда связь иллюзорна, когда мы не звоним. Дети мобильника, с которыми можно связаться всегда и всюду, которые носят свой дом с собой, будут ли они иметь то же чувство дистанции, отсутствия или личного пространства, как старшие, выросшие с недвижимым телефоном, а то и вовсе без него?

Если по некоторым вопросам и наблюдается какое-то единодушие, по крайней мере, среди специалистов, споры на другие темы далеки от разрешения. Например, тот, что касается будущего французского языка. Язык Мольера будет в скором времени сведен к языку SMS, официальной идиоме мобильных? «Че, дурак» и «Я 1 внуЗ» заменят «Мой дорогой, вас нет дома?». Если академики негодуют, практические умы испытывают радость при виде того, что новое поколение обрело вкус к написанному слову (пусть даже урезанному, замученному, перебиваемому гримасничающими мордочками) и переписке (пусть электронной или в форме SMS). Не важно, что они нашли общий язык с одноклассницей благодаря SMS-ке, главное, они его нашли! Как уже было сказано, в силу того что эта тема мало изучена, серьезные исследования и достоверная статистика — редкость в этой области, а многие вопросы далеки от окончательных ответов, в нашей работе мы в основном опирались на интервью с экспертами, психотерапевтами, социологами и на свидетельства пользователей или причастных лиц (преподавателей, родителей…). Все, от министров Ксавье Дарко или Джека Ланга до профессора Коппенса, специалиста по доисторическим обществам, были увлечены этой темой, представляющей настоящий общественный вызов. Мы также уделили особое внимание Соединенным Штатам, поскольку американское общество, с его несколькими годами технологического преимущества, являет собой, несмотря на свои особенности, непревзойденную лабораторию.

С момента появления новых технологий интеллектуалы рвут друг друга на части. С одной стороны оборону держат профессионалы подозрения, которые усматривают в каждом устройстве новый смертельный удар, на-правленный на свободу личности и коллективную культуру. С другой стороны — технологические пророки и другие просвещенные идеологи, для которых прогресс всегда движется в единственном направлении — в правильном. Эта книга претендует, по меньшей мере, на то, чтобы предоставить читателю не только максимально объективную информацию, но и конкретные ответы. Превратить каждую из предполагаемых опасностей или благодеяний видеоигр, Интернета или мобильного телефона в часть реальности и вероятности, доказанного и гипотетического. Иначе говоря, оценить воздействие технологий на неокрепшие умы сегодняшний детей с тем, чтобы набросать портрет завтрашних взрослых. И общества, совершенно иного, которое они нам готовят.

 

МАШИНА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЗОМБИ

Чемпионы игровых приставок и ПК будут меньше приспособлены к жизни в обществе?

Эта сцена — абсолютно реальная — происходит в XII округе Парижа. В офисе небольшого предприятия, занимающегося коммуникациями, каждый сидит на своем месте, вперившись взглядом в монитор. Максимальная концентрация. Впрочем, некоторые детали выходят за привычные рамки. Прежде всего, средний возраст: пятнадцать лет. И, кроме того, с каких это пор суббота стала рабочим днем?

Дело лишь в том, что, если твой отец возглавляет подобную контору, ты можешь поиграть в Сети. Когда служащие отсутствуют, геймеры ликуют. Геймеры? Так называют фанатов видеоигр. Здесь их четверо. Школьные товарищи, которые по субботам оккупируют офис. Похожи друг на друга? Вовсе нет. Давид, ответственный за всю шайку. Его отец — хозяин предприятия, где происходит субботняя церемония: он должен следить за тем, чтобы все было в порядке. Долговязый, любитель пошутить с невинным видом, увлеченный стрельбой из лука и альпинизмом, он готов без устали веселиться вместе с Николя, который на голову ниже его, но быстр как молния. Они похожи на первых учеников в классе, тем более что в соседней комнате сидит Али. Он охотно демонстрирует свои интеллектуальные способности, обожает чтение и недосягаем в области знаний о мифологии или о переходе Ганнибала через Альпы. Что, впрочем, не мешает ему быть безусловным поклонником культового мультфильма «Рыцари зодиака». Четвертый, Ли, более скромен, он держится чуть позади. Его родители считают, что он занимается у приятеля… Ошибка. Поскольку он каждую субботу предается видеоиграм. Только один раз в неделю. Если не считать того, что, как Давид и Николя, он ходит в компьютерные клубы почти каждый день и является основным пользователем домашнего компьютера. В целом двое из четверых подростков, Николя и Давид, признают, что они просиживают перед монитором больше тридцати часов в неделю за интернет-серфингом и играми. Это примерно столько же, сколько они проводят на школьной скамье. Теперь посмотрим, чем они заняты.

Здесь ставни днем не открывают

Во что же они все-таки играют? Следует различать два типа игровых практик. С одной стороны, как десятью годами ранее их старшим братьям с Game Boy, современная игровая приставка позволяет помериться силами с машиной. С другой стороны, игра все чаще и чаще становится сетевой, то есть им интересно сражаться с другими человеческими существами. Естественно, что это требует более сложной инфраструктуры: подключение к Интернету по возможности на максимальной скорости. Или, как в нашем случае, достаточно внутренней сети папашиной конторы.

В таких местах, захваченных геймерами, ставни днем не открывают. Не потому, что они хотят спрятаться; они попросту об этом не думают. Да они хотя бы знают, какая погода на улице? Криво улыбаясь, Николя напускает на себя трагический вид. «Мы, типа, как в «Жерминаль-2» —  с утра забираемся в нашу нору и выползаем оттуда часов в семь вечера».

Но рудничным газом здесь и не пахнет. Главной причиной смертности становится шквальный огонь из Калашникова и прочих базук, которыми направо и налево…

 

Запись опубликована в рубрике Авторы с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Дети процессора — 2

  1. Уведомление: Дети процессора | Proza-online.ru - Проза-онлайн.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>