Дети процессора

Книга  Дети процессора

Известная, очень познавательная книга французских авторов о Сети интернет, мобильниках, видеоиграх, а также  влиянии их на  здоровье. Книга написана простым и доступным языком, читается на одном дыхании.

Кристин Керделлан

Габриэль Грезийон

ДЕТИ ПРОЦЕССОРА

Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых

Christine Kerdellant Gabriel Gresillon

LES ENFANTS-PUCE

Comment Internet et ies jeux video fabriquent les adultes de demain

DENOEL

IMPACTS

Кристин Керделлан

Габриэль Грезийон

ДЕТИ ПРОЦЕССОРА

Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых

Екатеринбург

У-Фактория

2006

ББК88.8 К36

Перевод с французского А. Лущанова

Научный консультант Н. Буглова

Керделлан Кристин, Грезийон Гкбризль

К 36  Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют

завтрашних взрослых / Пер. с фр. А. Лущанова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 272 с, (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).

ISBN 5-9709-0181-4

ISBN 5-9709-0182-2 (серия)

Авторы книги, опираясь на опыт самых передовых стран в «демократизации» мультимедиа, на современные научные исследования и мнения лучших французских и иностранных специалистов, рисуют очень живой портрет человека, становление которого в немалой степени определяют цифровыетехнологии. Авторы тщательно отделяют стереотипные взгляды и чистый вымысел от реальных опасностей Интернета и видеоигр, а также показывают, что новое поколение обладает  еще не раскрытыми возможностями.

ББК88.8

© Editions Denoel, 2003

© ООО «Агентство прав «У-Фактория»,

ISBN 5-9709-0181-4    перевод на русский язык,

ISBN 5-9709-0182-2 (серия) оформление, 2006

Жан-Максу и Пьер-Александру, а такэюе Веронике

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. Будут ли дети процессора отличаться  от

сегодняшних взрослых?…  9

1.      Машина для производства зомби

Чемпионы игровых приставок и ПК будут меньше

приспособлены к жизни в обществе?     … 19

2.      IQ как дважды два

Компьютер и игры делают ребенка идиотом…

или способствуют его интеллектуальному развитию? …    39

3.      Затерянные на гигантской помойке

С какими ужасами можно столкнуться в Сети?…     57

4.      Рембо Нинтендо

Могут ли дети стать жестокими, играя

в жестокие игры?…      67

5.      Я тя люблю, а я тя нет

Новый способ любить?…      94

6.      Отстающие кибершколы

Нужно ли повсеместно вводить в школах

Интернет и ноутбуки?…     114

7.      Детский государственный переворот

Могут ли технологии стать причиной

свержения авторитетов?…    130

8.      Убийство Мольера

Будет ли уметь писать по-французски поколение

Интернета?         …           147

9.      Компьютер —  половой шовинист?

Увеличит ли мультимедиа неравенство между

мальчиками и девочками?… 165

10.    Наркоманы от компьютера

Интернет и видеоигры вызывают зависимость?…    178

11.    Шопинг одной кнопкой

Какой будет экономическая модель поведения

завтрашних взрослых…       193

12.    Что нового, доктор?

Мобильный телефон, компьютер, игровая приставка:

какова опасность для здоровья?…          211

Заключение. «Back to the trees?»…        235

Приложения:

1.      Руководство для встревоженных родителей…         246

2.      Тест на определение зависимости от мультимедиа…        253

3.      Глоссарий…       257

Благодарности             269

 

ВВЕДЕНИЕ

БУДУТ ЛИ ДЕТИ ПРОЦЕССОРА

ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ СЕГОДНЯШНИХ ВЗРОСЛЫХ?

Они целыми днями сидят за PlayStation, познают любовь, «чатясь» он-лайн, и дают уроки информатики своим учителям. Их родители, появившиеся на свет в телевизионную эру, и бабушки с дедушками из поколения радио плохо понимают этих детишек, которые управляются с Маком или ПК, как с электротостером или стереосистемой. Что может быть в голове у этого поколения детей процессора, которые с колыбели только и знают что видеоигры, компьютер, Интернет и SMS? Каким оно будет? Жестоким, эго-центричным, неуважительным и антисоциальным, как уже сегодня утверждают некоторые? Станет ли оно «поколением попрыгунчиков» неспособных концентрировать внимание больше нескольких минут, забывших значение слов «настойчивость» или «усилие»? Какими будут рефлексы тех, кто играл в сыщиков и воров лишь на голубоватых экранах, с тамагочи в качестве домашнего животного?

Феномен мультимедиа универсален. Ни одна развитая страна не миновала его. Каждый год в мире на одни видеоигры тратится 24 миллиарда долларов, и этот сектор растет с вызывающей скоростью -15% в год. Во Франции в них играет 10 000 000 взрослых и детей. Понадобилось лишь два десятилетия, чтобы этот новый вид досуга массово «колонизировал» семьи всего мира посредством компьютера или игровой приставки. Согласно исследованиям института Медиаметрии, в четвертом квартале 2002 года уже 9,5 миллионов семей владели домашними компьютерами. За 18 месяцев эта цифра выросла почти на два миллиона! Две трети из них — это семьи, в которыхесть дети, ибо в домашних условиях компьютер используется в основном в игровых целях. Что касается игровых приставок, вот уже десять лет они имеются в каждой второй семье. Так же как его американский или японский сверстник, двенадцатилетний француз, который не знаком с Rayman или Tomb Raider, считается в классе отсталым.

Но «мультимедиа»  —  это не только использование игровой приставки или компьютера для того, чтобы поиграть в Quake, в Гарри Поттера и в Симсов, даже если игра без всякой меры становится одним из первых источников тревоги родителей. Мультимедиа также включает и другие способы использования компьютера  —  от обучающих сидиромов до Интернета. Новая экономика напрасно вышла из моды, Франция «интернетизируется» гигантскими шагами: за январь 2003 года к Сети подключились 20 миллионов французов, с работы или из дома. Хвастаться торчанием в Интернете, конечно, стало не так круто, как в конце XX века, но количество подключений продолжает расти с внушительной скоростью: в начале 2001 года Интернетом пользовались четыре миллиона семей, через два года их стало более шести миллионов, по данным того же института Медиаметрии. Разумеется, молодежь тут в первых рядах — молодые люди в возрасте до двадцати пяти лет составляют 32% серферов, сообщает другой французский исследовательский институт НетВэлью. А некоторые статистические данные учитывают даже двухлетних малышей! Если у детей нет доступа в Интернет из дома, они знакомятся с ним в школе или у друзей.

Другое электронное устройство, которое меняет менталитет и поведение, — мобильный телефон — также получило широкое распространение в подростковой среде. За пять лет он вошел в привычку и больше чем в половину семей.

Зато мы почти не интересуемся DVD, который просто заменил кассеты VHS, дополнив их интерактивностью видеоигр. Он, конечно, не оказал особенного влияния на менталитет юных пользователей. Мы также мало интересуемся другим устройством, которое должно было, если верить восторженным сторонникам хайтека, убить обычную книгу. Речь идет о e-book. Поскольку этот крошечный компьютер с повадками большого электронного ежедневника, куда можно загрузить десятка три произведений, не добился ожидаемого успеха. Во всяком случае, такого, на какой рассчитывали Жак Аттали или Эрик Орсенна, два писателя, поверившие в эту «революционную» новинку достаточно для того, чтобы вложить в ее развитие личные средства. Ситаль, французский промоутер е-book, был вынужден признать себя банкротом в начале 2002 учебного года. Так что взрослые завтрашнего дня, возможно, еще долго будут продолжать перелистывать страницы романов и с наслаждением вдыхать аромат новой книги.

Впрочем, зачем кому-то понадобилось заменять карманную книгу, это чудо эргономики и концентрированного удовольствия, «книгой, которая зависает»? Хотя детвора из детского сада или начальных классов школы находится в самом сердце мультимедийной революции, дело касается не только ее. Границы этого «поколения Нинтендо» размыты, поскольку новые устройства появились не за одну ночь; тем не менее, можно констатировать, с некоторой натяжкой, что оно объединяет детей, рожденных после 1980 года, то есть детей, подростков и молодежь (Во французском тексте используется модное понятие, слово-гибрид aduloscents, образованное от слов adolescent «подросток» и adulet «взрослый», обозначающее современную молодежь с внешностью взрослых и поведением подростков). Их общая черта: даже если некоторые из них помнят мир без мобильных телефонов и Интернета, поскольку те начали распространяться в середине 90-х годов, все они выросли на электронных играх и никогда не имели дела с печатной машинкой. Когда мы мимоходом будем упоминать случаи взрослых людей, речь пойдет о «пионерах» и их поведение будет интересовать нас лишь с точки зрения показательности —  в плохом или хорошем смысле слова.

«Мы работаем над устройствами, и эти устройства, в свою очередь, работают над нашими умами», — написал Мак-Лухан по поводу телевидения в 1964 году. В Соединенных Штатах одиннадцатилетний ребенок посредством телеэкрана уже присутствовал при 8000 убийств. Спор длится уже более тридцати лет: делает ли телевизор человека жестоким? Самое обширное исследование, когда-либо проводившееся по этому поводу, опубликованное в середине 2002 года, кажется, смогло ответить утвердительно. Исследователи Колумбийского университета наблюдали за семью сотнями семей в течение семнадцати лет. Результаты: 42,5% мужчин, смотревших телевизор более трех часов в день, совершили, по меньшей мере,  один акт агрессии. У мужчин, которые включали телевизор меньше чем на час в день, процент гораздо меньше — всего 8,9. У женщин, традиционно менее агрессивных, разница еще более поразительна, мы увидим это в 4-й главе. Даже если с осторожностью относиться к выводам, которые можно сделать из исследований, основанных на простых взаимосвязях, эти цифры, по крайней мере, красноречивы!

Видеоигры — и, в более широком смысле, мультиме-дийные устройства, которые предлагают картинки, близкие к тем, что показывают по телевизору, — не стали объектом подобных исследований, и мнения насчет порождаемого ими насилия крайне разнятся. Для некоторых мультимедийные игры обладают очищающим эффектом: убивая посредством джойстика, можно избавиться от стресса. Для других кровавые сценарии суть худший из призывов к насилию, ибо они лишают его драматизма. Бывший психолог американской армии Дэвид Гроссман поддерживает этот тезис, который питает заокеанские дебаты, но который, честно говоря, отрицает большинство французских психологов. Подполковник в отставке категоричен: «Мы учим наших детей убивать точно так же, как в армии этому учат солдат. Тем же оружием». Он говорит об использовании американской армией некоторых широко распространенных видеоигр с единственной целью — притупить чувствительность новобранцев. Без этой тренировки, уверяет психолог, только 15% морских пехотинцев смогли бы по-настоящему выстрелить во врага, наведя на него прицел. Короче, если верить его словам, стрелками не рождаются, ими становятся. Благодаря видеоиграм!

Если устройство обрабатывает мозг того, кто им пользуется, оно может в больших дозах довести его до умственного расстройства. Помимо насилия другим большим страхом родителей является одержимость, в, которую иногда переходит увлечение компьютером у их отпрысков. Не станет ли виртуоз мыши зависимым от компьютера? Торчать в компьютерных клубах, как в другие времена не вылезали из опиумных курилен, включать компьютер с чувством наркомана, делающего себе укол? В Соединенных Штатах специализированные медицинские учреждения уже принимают зависимых от Сети. Проводя ночи или дни за серфингом или играми, эти взрослые постепенно потеряли контакт со своей работой и семьей. Процедуры по дезинтоксикации этих новых «торчков» похожи нате, что применяют к алкоголикам или героиновым наркоманам: их учат восполнять недостаток. Мальчишки десяти—двенадцати лет, которые проводят — сплошь и рядом — по пять часов в день перед экранами своих мониторов, уже стали добровольными жертвами этой новой «наркомании без наркотика»? Здесь эксперты и медики работают с десяток лет и получают, как мы увидим позже, истинные ответы, рожденные из опыта.

Даже если зависимости нет, все равно остается риск погружения в эту культуру симуляции, не так ли? Существует ли опасность окончательно перепутать реальный и виртуальный мир? «Самые продвинутые больше не задают вопросов насчет подлинности кибермира, — говорит Шерри Теркл, американская папесса мультимедиа, психоаналитик и профессор знаменитого МИТ (Масса-чусетский технологический институт). — Они принимают за чистую монету все, что там происходит. Они никогда не открывают крышку, чтобы проверить, что там внутри. Преимущество классической культуры заключается в том, что она дает аналитические инструменты, необходимые для понимания почему и как». Но виртуальный мир намного удобнее! Здесь можно безнаказанно изменить возраст или пол (мужчины выдают себя за женщин, чтобы подобраться к ним поближе, десятилетние девчушки удваивают свой возраст…) или идентифицировать себя с любимым героем на время игры. Здесь, в сущности, так хорошо, что некоторые уже спрашивают себя, будет ли у взрослых XXI века необходимость в физическом контакте.

Продолжение

Запись опубликована в рубрике Авторы с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

17 комментариев: Дети процессора

  1. Уведомление: Дети процессора – 2 | Proza-online.ru - Проза-онлайн.ру

  2. Колян говорит:

    Может быть кто-нить поделится ссылочкой на что-нибудь похожее из этой же тематики? Уж очень заинтересовал данный материал, за подобное чтиво буду весьма признателен:)

    Reply

  3. Dima говорит:

    Очень интересно, но в будущем хотелось бы еще побольше узнать об этом/ Интересно, будут еще статьи/книги на подобную тему или нет?

    Reply

  4. Михаил говорит:

    Спасибо. Прочитал статью с интересом. Блог в избранное занес=) С уважением,

    Reply

  5. Игорь К говорит:

    И как это автору не влом столько времени на написание статей тратить, это конечно впечатляет, но вот я на такой альтруизм не способен

    Reply

  6. Купидон говорит:

    Пропущено несколько запятых, но на интересность сообщения это никак не повлияло

    Reply

  7. шкура говорит:

    Интересно написано, Почти за душу берёт, заставляет смеяться местами. Но несовсем полно тема обозрена. Где об этом можно почитать подробно?

    Reply

  8. Анфиска говорит:

    Спасибо вам за сайт, очень полезный ресурс, мне ВСЁ-ВСЁ-ВСЁ здесь очень нравится…

    Reply

  9. Марго говорит:

    Очень понравилось, даже не ожидала.

    Reply

  10. Ванчег говорит:

    А вот мне в таком случае кажется, эта тема довольно сложная для новичка :)

    Reply

  11. Синька говорит:

    Спасибо. Прочитал с интересом.Сайтег в избранное занес=)

    Reply

  12. Клим говорит:

    Зер гуд ставлю 5 балов.

    Reply

  13. Берта говорит:

    Пишите еще, одумайтесь, а то многотысячная армия Ваших читателей не поймет Вас, не простит))

    Reply

  14. Dimok говорит:

    Респект-уважуха афтору!!

    Reply

  15. Плейбой говорит:

    Занятно! Реально просто отлично написано. :)

    Reply

  16. Ваня говорит:

    Очень интересно. Но чего-то не хватает. Может быть, стоит добавить каких-нибудь картинок или фото?

    Reply

  17. Колька говорит:

    Отличный рассказ — слов нет. Спасибо, ждем продолжения.

    Reply

Добавить комментарий для Михаил Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>