Психодиагностика личностных проблем по сказкам-7

Те поленья, которые должны были сжечь, уничтожить Веру, Верность, Любовь, Чистоту и Мудрость — стали Розами. Они не успели сделать своё чёрное дело не по своей воле, как это сделали когда-то жабы, и теперь действительно своим благоуханием рассказывали всем о том, как невинна та, которую Хранит Сам Бог, потому что она хранит Бога в себе.

Белоснежный ослепительный (значит, сияющий светом) цветок на верхушке Розового Куста — это прекрасный символ сияния Раскрывшейся на встречу Свету и Солнцу Души, но пусть нам теперь об этом расскажут все Колокола, которые своим звоном отгоняют зло и нечисть и пробуждают тех, кто ещё не проснулся.

ГЛАВА 6. «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

На самом деле нам не известно точно, действительно ли А. Н. Толстой хотел вложить во внутреннее содержание данной сказки тот сокровенный смысл, который будет раскрыт в нашей работе, но нам точно известно то, что эта сказка, вернее ее прототип и канва сюжета, были взяты из итальянского фольклора. А это значит, что данная сказка, как и все народные сказки, мифы, легенды и повествования обязательно несет в себе скрытую мудрость веков. Также для нас был очень важным тот факт, что творчество Алексея Толстого было высоко оценено в свое время Николаем Константиновичем Рерихом.

 

Работа с этой сказкой будет несколько иная, так само произведение достаточно объёмно, чтобы давать его полный текст. Мы надеемся, что многие знают его и так, кто не знает — легко найдёт в библиотеке или интернете, мы же будем опираться только на основные эпизоды по ходу развития объяснений.

 

Данная сказка — развёрнутая Мистерия Посвящения из «чурки» в Человека. Это, своего рода скомпонованная Космогония прохождения эволюции человеческим духом, трансформация низшего в Высшее, превращение «неотёсанного полена» в благородного человечка, который, через страдания и испытания на «человечность» находит Красоту и Гармонию в самой обыкновенной каморке… Под»человечностью» мы понимаем такие прекрасные качества души и сердца как: преданность, верность дружбе, умение прощать, находчивость, доброта, отзывчивость, храбрость, но самое главное Человеческое качество, которое сумел проявить «деревянный человечек» — это умение жертвовать, умение, которое недоступно тем, кто обижается на термин «двуногие», но при этом кисло морщится, когда читает об истинно человеческих проявлениях души. Деревянный человечек, кукла -без сомнений и «выставления счетов на прошлые обиды», по зову своего маленького, но огненного сердечка кинулся в бой со страшным Карабасом, не думая о том, что может погибнуть сам — главное — защитить друзей! «Сам погибай — товарища выручай!» — кто сейчас вспоминает об этом? А применяет в жизни? И насчёт огненного сердечка в деревянной кукле мы тоже не ошиблись. Достаточно одной искры, чтобы готовое дерево вспыхнуло ярким пламенем и согрело своим теплом заледеневших, а может зажгло тысячи, нет миллионы свечей, которые тоже ждут только искры, чтобы осветить сердца и души. И не важно, что потом останется только зола — важно, что на Земле стало больше Тепла и Света. Ведь жертва — это когда отдаёшь всё, не требуя взамен ничего. А земное и тленное, рано или поздно, всё равно станет если не золой, то прахом…

 

Битва Буратино с Карабасом — это та же битва Арджуны на Курукшетре, это тот же вечный бой с собственным Карабасом и Кощеем внутри себя…

 

Мы готовы познавать сокрытое и сокровенное. Если вы тоже хотите разобраться в себе — тогда в добрый путь. И чтобы не затягивать, начнём сразу с образа Папы Карло.

 

Папа Карло — Отец, Творец, Создатель — Тот, кто из бесчувственной чурки создаёт нечто живое, мыслящее, развивающееся… Папа Карло — это тот, кто на начальном этапе делает всё возможное, чтобы развитие началось, но в дальнейшем мудро не препятствует течению событий и даёт возможность проявить своему творению истинную сущность и природу во всевозможных передрягах, искушениях и испытаниях.

 

Однако пытливый читатель, открывший оригинальный текст, тут же заметит, что папа Карло явно не тянет по своим параметрам на Творца и Создателя, обладая далеко не самыми совершенными человеческими качествами и находясь также далеко от вершины социальной лестницы и общепринятых стандартов.

 

«Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага — в стене против двери.

 

Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, былине настоящие — нарисованы на куске старого холста».

 

Почему автор именно таким нарисовал образ папы Карло, почему не приукрасил быт, статус, социальное положение того, кто явился творцом и создателем? Данное противоречие легко устраняется, если вспомнить или ознакомиться с Антропогенезисом, гениально изложенным Еленой Петровной Блаватской в «Тайной Доктрине», и проследить ход сотворения человечества в целом:

 

«Каждый Класс Создателей одаряет человека тем, что он должен дать: один строит его внешнюю форму; другой даёт ему свое естество, которое позднее становится Человеческим Высшим Я, благодаря личным усилиям индивида; но они не могли сделать людей такими, какими они были сами… Человек должен был быть оформлен более материальными создателями, которые, в свою очередь, могли дать лишь то, что было присуще их собственной природе и не более. Подвластные вечному закону, чистые Боги могли выявить из себя лишь тени людей… Нетленное должно вырасти из тленного, имея последнее своим носителем, основою и противоположением. Абсолютный Свет есть абсолютная тьма… В действительности же нет ни Света, ни Тьмы в обителях истины. Добро и зло близнецы, порождение Пространства и Времени под владычеством иллюзии.

 

…Тем не менее, раз иллюзорное отличие существует, оно нуждается в более низкой Степени Ангелов Создателей, чтобы… обработать Материю на этом земном плане».

 

Сущность Буратино, как зародыш будущей проявленной жизни, прежде чем он попал в руки Джузеппе, а затем и к Карло, уже была заложена в полене. Но извлечь, материализовать «тень» необходимо было «земному» создателю, и эта честь выпала доброму и честному Карло. К тому же он являлся «владельцем» и «хранителем» великой иллюзии, образно представленной холстом с нарисованным на нём очагом, который закрывал реальную потайную дверцу. Чтобы добраться до этой Двери и иметь возможность её открыть -необходимо обрести золотой Ключик. Чтобы завладеть истинно золотым ключом, необходимо пройти испытания и преодолеть трудности, проявляя при этом самые высшие и человечные качества личности. Чтобы найти в себе Человека, необходимо познать добро и зло, сделав собственный выбор в ту или иную сторону. И только найдя себя в Себе можно обрести знание, которое откроет великую мистическую тайну: холст — это действительно иллюзия реальности, но за холстом скрывается извечно искомая человечеством истина, проникнуть в которую можно только при помощи лично найденного золотого Ключа.

 

Если добавить к этому, что символ Двери (у которой всегда есть замочная скважина или место, куда должен вставляться ключ) несёт в себе женское, пассивное начало, энергию Инь, а ключ содержит в себе символику мужского, активного проявления, энергию Янь, то мы прикоснёмся к великой оккультной тайне, раскрыть которую можно только при объединении двух абсолютно противоположных начал.

 

Также необходимо помнить и знать о непреложном Космическом законе Помощи, который гласит, что Помощь Свыше приходит только в последний, самый напряжённый момент жизни, когда человек исчерпает все свои возможности и приложит к решению проблемы максимально возможные усилия. Только в этом случае свершаются»чудеса», ибо под лежачий камень вода, даже если бы и очень захотела, потечь не может. Папа Карло приходит на помощь Буратино действительно в самый трагический и напряжённый момент его жизни, когда зло уже готово было поглотить, подавить и затушить зародившуюся искру Добра, Света, Гармонии и Радости как особой Мудрости.

 

Как истинный Творец, Карло сначала хочет задать определённую Программу своему творению и только потом приступить к его созданию. Поэтому каждый из нас приходит в этот мир по уже готовой Программе развития, с учётом качества материала, или накопленных энергий в прошлой жизни. Мы уже упоминали теорию Г. И. Шипова о Физическом Вакууме, которая ни в чём не расходится с древними Учениями, которые гласят, что Абсолютный Принцип, Великое Ничто (Седьмой План), хранящий в Потенциале в себе ВСЁ, в определённый момент начинает разворачиваться в действии и через Шестой План, План Первичных торсионных полей, План Чистой информации, План Духовных Архетипов, по которым будут строиться более нижние Планы, задаёт Тон Будущей жизни.

 

В Евангелии от Иоанна это звучит как: «В Начале было Слово…», то есть Великое Проявление начинается со звука, или с Вибрации, имеющей определённую Частоту и свойства. Миру задаётся Ключевая Нота и мир начинает строиться по Слову или имени. Если мы вспомним древнеегипетскую мифологию, то там Изида, Лунная Богиня, чтобы узнать Слово-имя Несказуемого, которым Творятся Миры и которое знал только Бог Ра, Сияющий Бог Света и Солнца (в другом Евангелии читаем: «Да будет Свет, и был Свет…»), создаёт ядовитую змею, которая кусает Бога Ра за пятку. Чтобы не погибнуть, он вынужден передать это Слово имя Изиде, которая единственная могла его излечить от собственного «творения». Здесь есть над чем поразмышлять, но мы вернёмся к папе Карло и к тому, что он задумался над тем, как же назвать будущего человечка, потому что каждое имя, как и каждое слово, несёт в себе определённую программу, матрицу и должно соответствовать тому, что задумано.

 

«Как бы мне его назвать? — раздумывал Карло. Назову-ка я его Буратино. Это имя принесёт мне счастье. Я знал одно семейство — всех их звали Буратино: отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Буратино… Все они жили весело и беспечно…» итак, имя Буратино изначально должно нести в себе программу счастья для окружающих его людей и это же имя несёт в себе определённую долю беспечности и веселья тому, кто его носит. С весельем пока всё понятно, но что в действительности означает слово»беспечность»? Приставка «бес», корень — «печь», то есть данное слово образовано от слова «печка», «печь». Обычно печи строятся там, где живут люди — в домах. «Сидеть на печи» всегда означало сидеть дома и ничего не делать. «Дом» — это всегда семья и очаг, к которому возвращаются после работы, после долгой дороги или разлуки… Но если человек «беспечный», то это подсказывает либо то, что у него нет домашнего очага-печи, либо то, что он оторвался от домашнего уюта.

 

Буратино в полной мере выполнил программу, заложенную в его имя: он действительно принёс счастье и радость в дом Отца, и он, благодаря беспечности и весёлому нраву, сумел найти то главное и бесценное в жизни, которое нельзя измерить никакими материальными «ценностями» и «сокровищами».

 

Если вернуться к сюжету сказки, то можно сразу же увидеть, как повлияла звуковая матрица на судьбу деревянного мальчишки. Не успел он стать на ножки, как тут же начал весело озорничать и убежал из дому, то есть проявил беспечность.

 

Но прежде, чем убежать, Буратино нужно было пройти этап формирования личности. («Личность» — от слова «личина», «маска», то, что видно внешне). Полноценный человек владеет пятью органами чувств и шестым — интуицией, в зачатке. Давайте вспомним, в какой последовательности проявились у Буратино его чувствующие органы. Вначале, будучи поленом, он мог только слышать и проявлять своё присутствие через слух других людей. Затем, когда Джузеппе попытался стругать «странное полено», оно выразило недовольство по поводу своих ощущений, заявив, что ему «больно». То есть вторым проявленным чувством было осязание. Когда Карло начал свою работу, «первым делом он вырезал на полене волосы, потом лоб, потом — глаза… Вдруг глаза сами раскрылись и уставились на него». То есть третьим проявленным чувством было зрение. Четвертым — длинный нос, который не хотел укорачиваться и затем — рот, который тут же растянулся в улыбке, что и не удивительно, учитывая имя программу этого творения.

 

Как это ни прозвучит странно, но данная последовательность проявления этих пяти органов чувств почти полностью соответствует их эволюционному развитию. Вначале был развит слух, и спорить с этим бесполезно, если опять вспомнить, что «Вначале было Слово…». Если Первоначальным было Слово, то первоначальными должны были быть и «уши», воспринимающие это Слово. Затем был Сотворен Мир, а Творение всегда происходит через Касание и Осязание, так как Миру нужны свойства и качественные характеристики. Но Сотворённый Мир должен быть увиденным и проявленным, и значит, необходимы глаза, которые бы оценили и восприняли Созданную Красоту и Гармонию. А так как Красота и Гармония имеют определённые свойства и характеристики, то необходимо научиться определять их на запах и вкус.

 

Даже не очень внимательный читатель обратил внимание, что акцент в сказке сделан именно на длинный нос, который «сам начал вытягиваться и расти». Более того, когда Карло попытался его уменьшить, то «нос вертелся, вывёртывался», защищая своё природное право соваться туда, куда интересно и любопытно. Почему?

 

Во-первых, если мы через символ носа выразим такие психические характеристики как любопытство, любознательность, желание везде успеть, всё знать, во всём участвовать, то он здесь очень ярко проявятся проблемы современного воспитания, связанные с Новым Поколением «нестандартных» детей, тех самых, о которых пророчествовали многие Мудрецы Старины и современности. Буратино тоже нестандартен в своём проявлении, также как и Мальвина, и Пьеро, которые стремились через искусство, через «взрослость не по годам», через желание всего достичь и во всём поучаствовать, доказать своё право на самостоятельность и независимость от Карабаса. Смотрите, сколько сразу новых значений выплывает, ведь по сути Буратино, как образ современных детей, актуален как никогда, и посмотрите, как мудро надо было подойти к процессу воспитания, чтобы дать ему раскрыться в полной мере. Не для кого не секрет, что современные дети, не все, конечно, но те яркие и именно не вписывающиеся ни в какие старые рамки, не хотят учиться»по букварю» и тупо «служить в театре», играя навязанные роли. Но зато им интересен мир с точки зрения самостоятельного познавания, им интересно самим создавать мир, самим выстраивать отношения, самим достигать поставленных ими же целей. И если мудро этими детьми руководить, если прислушиваться к их мнению не как к детскому вздору, а как к новой идее, новому взгляду на старые вещи, если идти за ними, а не тянуть их за собой — они преобразят не только себя, но и вас. Они откроют вам Новые Вершины, и при этом ваши пути не пересекутся, потому что эти дети умеют Прокладывать Тропы и идти Своим Путём. Эти дети не хотят конкурировать и соперничать — они пришли в наш мир, чтобы научить нас сотрудничать. И именно этому учит, особенно взрослых, данная сказка, если читать её сердцем, а не глазами.

 

Если же мы возьмём символ носа с точки зрения сокровенной психологии и рассмотрим его как орган чувств, проявляемый на всех Семи Планах, то у нас получится несколько неожиданный разворот и откроется ещё более неожиданное понимание того, что символ не читается как буква, в одном значении, но имеет множество граней, сохраняя при этом качество алмаза.

 

Мы привыкли осознавать только физические слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Но при определённой тренировке и упражнениях, при подключении к своей низшей природе или культивировании третьего и четвёртого уровня сознания, на которых «работают» практически все животные (потому они и называются низшими или животными уровнями), можно достичь эффекта так называемого яснослышания, ясновидения и других «спецэффектов». Многие «школы экстрасенсов»через «йогические» упражнения раскрывают и культивируют в человеке именно низшие уровни сознания или низший психизм, которые не требуют духовного напряжения и развития, и даже более того, провоцируют в человеке стремление к власти, к подавлению чужой воли, чувство превосходства.

 

Но низшие уровни, и это надо помнить, работают на очень низких частотах, и могут открыть только низшие энергоцентры (чакры), а не Высшие, как это обещают горе-тренеры. И понять это можно даже через логику. Низшее может резонировать только с низшим, даже чуть более высокое напряжение может стать гибельным. Высшие энергоцентры работают на Высших, Духовных энергиях, потому и открыть их можно не через механические упражнения, а путём духовного совершенствования. Как определить свою частоту или частоту соседа (учителя, тренера, друга, сотрудника…)? На самом деле очень просто. Частотность проявляется через качество эмоций и чувств. Если человек вечно всем недоволен, раздражителен, завистлив, агрессивен, депрессивен, равнодушен, склочен, сварлив, любит сплетни, слухи, оговоры, лицемерен, стремится к доминированию и подавлению окружающих, ненасытен в желаниях, вороват, хамовит, высокомерен…- перед вами личность, которая находится на очень низком уровне сознания, и наличие диплома о высшем образовании ситуацию не изменит, также как не поднимет на более высокую духовную ступень высокая социальная должность. Теперь вы знаете, как определять свой уровень сознания. Мы же скажем, что истинным яснослышанием, как и ясновидением владеют очень не многие, и как пример приведём Сергия Радонежского, который мог, находясь за тысячи километров от места боя, рассказывать о нём, и молиться о только что убиенных. Подвиг Сергия велик. И всех «яснослышащих, ясновидящих, и прочих»сенсов» мы спрашиваем — достойны ли вы стать рядом с Сергием, живёте ли в подвижничестве, не осуждая, но трудясь, не загребая, но отдавая…? Приведём лишь один пример: когда богатый купец хотел лично отдать своё приношение Сергию, приехав к нему в монастырь, он спросил у первого попавшегося монашка, половшего в поте лица огород в старенькой залатанной рясе, где он может найти Настоятеля Сергия. Монашек сказал, что готов его выслушать. Но купец, презрительно осмотрев бедно одетого монаха, махнул рукой и пошёл искать Сергия в другое место. Когда же несколько других монахов указали ему всё на того же монашка, он упал перед ним на колени и просил прощения. И это был не спектакль. Это была ежедневная жизнь Подвижника и Подвиг Духа он нёс через каждый день.

 

Но давайте вернёмся к обонянию, и к «длинному носу» нашего юного героя. При правильном психическом и духовном развитии, этот орган чувств приводит к духовному распознаванию, к «чтению внутреннего состояния» людей, которое они пытаются скрыть от окружающего мира. Если мы снова переключимся на наше Новое Поколение, то с удивлением обнаружим, что они действительно «читают» взрослых, распознают ложь и лицемерие с пелёнок, и не желают соблюдать»рамки приличия», разбивая своей защитной агрессией эти «рамки»на щепки. Так что «длинный нос» сейчас актуален как никогда. Да и самим взрослым его не мешало бы «нарастить», только не силиконом, а внутренней культурой и уважением как к себе, так и к тем, кто рядом. Поймите, Новые дети рождаются духовно готовыми. Но эту готовность надо развивать, надо окультуривать, адаптировать к окружающему миру, далеко и отнюдь не духовному и «не готовому»к встрече с Новым. И нельзя к Новому подходить со старыми мерками. Выбора нет. Надо обновляться самим. А значит расти. А расти можно только Вверх. Вот так наши дети поведут нас за собой. А мы будем им просто помогать очищать старое и строить новое. Понимайте не буквой, понимайте сердцем.

 

Но мы немного оторвались от темы, и мы предлагаем рассмотреть стадии развития Буратино как личности, применив пирамиду человеческих потребностей А. Маслоу (кто не знает, поймёт прямо сейчас):

 

1. Стадия преодоления физиологических потребностей. Вначале был голод, потом нападение старой крысы Шушары. То есть, пришлось удовлетворять сразу две потребности одновременно — потребность в насыщении и потребность в безопасности. И ту, и другую потребность сразу же сумел удовлетворить Папа Карло — Отец-Создатель, вовремя, то есть в самый критический и напряжённый момент, оказав помощь.

2. Стадия проб и ошибок — то есть стремление удовлетворить потребность быть признанным и принятым в общество, а также потребность в уважении. При этом познавательные потребности, как более высокие, а значит и менее понимаемые, были отвергнуты сходу, при первом же испытании (при первых же звуках, звучащих из кукольного театра).

3. Стадия принятия ответственности за себя на себя, стремление к познанию тайны. Здесь ещё нет стремления к знаниям как к таковым, но уже есть умение принимать решения и ставить цели. Это было выражено после того, как человечек получил золотой Ключик, при этом совершенно не понимая куда его применить, но чувствуя важность и непреложность нахождения ответа.

4. Стадия принятия ответственности на себя за тех, кто рядом, доступная только самоактуализирующимся людям — умение проявлять высшие чувства: дружбу, преданность, смелость, альтруизм, умение прощать (вспомните, как унизила Мальвина Буратино, заставив безграмотного мальчишку писать и считать, обозвав его и заперев в тёмный чулан. И после всего этого он бесстрашно пытался спасти и защитить эту девочку от страшного чудовища — Карабаса-Барабаса)…

 

В этой же, четвёртой, стадии реализовались и оставшиеся, наиболее высокие и духовные потребности — потребность в знаниях, потребность в Гармонии и Красоте (прекрасный кукольный театр, который находился за потайной дверцей и открывался золотым Ключиком), потребность и стремление жить в мире и равновесии с собой и окружающим миром.

 

Что ж, все психологические составляющие сказки мы рассмотрели, внутренний смысл постарались раскрыть, теперь перейдём на других действующих лиц, которые помогали деревянной кукле стать прекрасным Человечком.

 

Сверчок. Этот, на первый взгляд, второстепенный и малозначимый герой, на самом деле является проявленной Мудростью, которая даётся для того, чтобы подсказать правильный путь. Вспомните, в»Царевне-лягушке» это был Мудрый Старец, в «Диких Лебедях» Мудрая Старушка.

 

Знакомясь с Буратино, «старый умный Сверчок» сразу заявляет о том, что «живёт в этой комнате более ста лет». Также он, не особо церемонясь с деревянноголовым, предупреждает его о том, что если тот не прекратит «баловство» и не начнёт ходить в школу, то: «за твою жизнь я не дам и дохлой мухи». Что хотел сказать этими словами хранитель многовековой («более ста лет») мудрости? О каком действительно «баловстве» шла речь? Первое, что посоветовал Сверчок — «слушайся Карло». Карло — Отец и Создатель, Буратино -определённая часть человечества. Те, кто отрицают и отвергают Отца, никогда не бывают в ладу с собой, это хронические невротики, плавно перестающие в психотиков, которые, отринув Бога в себе, пытаются найти суррогатный заменитель, часто ставя во главу своего существования материальные ценности. Но деньги копятся, шмоток невпроворот, жратвы валом — а внутри всё большая пустота. Ибо никакими удовлетворёнными физиологическими и физическими»ценностями и благами» нельзя заменить Бога в себе. Бог — это наша внутренняя Высшая Сущность. Её можно предать, её можно залить чужой кровью, водкой, наркотиками, её можно пытаться расстрелять в чужой Душе — но это равнозначно предательству себя, это себя и только себя человек одурачивает и одурманивает, лишь бы заполнить разрастающуюся в геометрической прогрессии внутреннюю пустоту. Это только в иллюзорном мире, мире, придуманном самим человеком хитроумными уловками и «философиями» «свято место пусто не бывает». В мире реальности, в том мире, где истинно пребывает наша Душа, в святом месте всегда должен быть Бог. И не важно как вы назовёте его. Важно, что обретя Его в себе, вы обретёте и нужное равновесие, а вот тогда придёт и понимание истинных ценностей, которыми нужно действительно овладеть и суметь их удержать.

 

«Не убегай из дому и завтра начни ходить в школу» — говорит дальше Сверчок. Зачем? Зачем деревянному человечку, у которого «глупая голова», школа? Почему нельзя убегать из дома? Потому что дом -это то место, где надо хранить и поддерживать чистоту, это место, где живут и место, которое защищает от непогоды и врагов. Дом — это то место, где можно спрятаться, когда тяжело, и место, куда можно позвать друзей, если на душе праздник. Дом — это ты. В символике любой религии дом — это твоё тело, если его рассматривать снаружи, и это хранилище алтаря Души — если суметь в него войти. Убегая из дома, человек убегает от себя. Ему кажется, что где-то он найдет нечто лучшее, чем то, что есть у него внутри. Но чтобы не растратить попусту силы и время, которыми измеряется жизнь, нужно старательно изучать азы жизни и не менее старательно выполнять домашние задания и выучивать уроки, которые щедро преподаёт нам судьба. Иногда кажется, что мы всё знаем, всё умеем, всё поняли и осознали и даже простили — но вот приходит время Контрольной Работы, жизнь даёт нам контрольную ситуацию и очень часто мы получаем за свое зазнайство и заумность банальный «неуд», годами оставаясь в школе жизни на очередную переэкзаменовку. И тогда действительно подобная жизнь не стоит даже «дохлой сухой мухи».

 

Можно, конечно, сделать со своей Мудростью, со своим внутренним Сверчком, то, что сделал Буратино — «схватить молоток и запустить его в голову Говорящему Сверчку». «Старый умный Сверчок» уползёт «за очаг — навсегда из этой комнаты», но изменится ли к лучшему жизнь — вопрос. Хотя в том, что она действительно и безоговорочно изменится сомневаться не стоит. Всё, чего можно добиться при подражании данным поступкам Буратино — это заставить замолчать свой Внутренний голос, голос своей совести, голос, который охраняет и оберегает, ибо это голос Солнечного Ангела, Ангела-Хранителя.

 

Внутренняя Мудрость, «тяжело вздохнув», «уползёт за очаг», ибо кому, как не ей известны следствия, непреложно следующие за причиной, и кому, как не ей известны и ценность нарисованного, иллюзорного очага, и Ценность того, что скрывается за ним. Сверчок уполз «навсегда из этой комнаты», но он не покинул свой боевой пост, как истинный Страж Порога, и остался верно охранять знаемую на данный момент только им, сокровенную тайну.

 

Холст с нарисованным очагом и кипящим на огне котелком. За этим простым холстом, который легко протыкался носом (иллюзия, которая свободно проявляет себя при помощи духовного распознания), можно было сразу обнаружить дверцу в другой мир, мир Красоты, искусства и Гармонии. Однако чувство голода не располагает к восприятию прекрасного до тех пор, пока не будет удовлетворена первая, базовая потребность (пирамида Маслоу) -потребность в насыщении. Потайная дверца так и осталась непознанной за холстом (холст — это иллюзия реальности). А старый умный Сверчок (древняя мудрость, оракул, прорицатель) остался доживать свой век с этой запылённой и окутанной паутиной, тайной, естество которой было известно ему, но суть которой он не имел права открыть не посвящённому, то есть тому, кто еще не нашёл свой золотой Ключик. Наверное, вы уже поняли, что потайная дверца есть у каждого из нас. И эта дверца скрывает вход в нашу собственную Высшую Сущность, познать которую можно только путём преодоления иллюзии очевидности, найдя в глубинах собственного «пруда» тот единственно реальный и истинный золотой ключик, который мы же сами потеряли или выбросили на дно жизни.

 

Паутина, которой густо была затянута потайная дверь — это предрассудки и суеверия, это то липкое и противное, что навязывается нам в виде «научных» догм и безапелляционных церковных утверждений, это та паутина, которая надолго и прочно будет удерживать в своих тенетах сознание, не давая ему видеть дальше»своего носа».

 

Крыса Шушара — это посвящение в мир действительности, шоковая адаптация, познание мира через опасности и страх смерти, практическое обучение осторожности и умению сдерживать свои порывы; это демонстрация примитивной животной агрессии, которая бытует до сих пор в некоторых слоях подростковой и тюремной субкультуры. Когда Буратино из озорства схватил крысу за хвост, абсолютно не просчитав возможных противодействий, она «с испугу, как тень, кинулась было под лестницу, волоча Буратино, но увидела, что это всего-навсего деревянный мальчишка, — обернулась, и с бешеной злобой набросилась, чтобы перегрызть ему горло». Подавление слабого сильным, физическое и психическое уничтожение противника — это то, с чем сталкиваются практически все: и взрослые, и подростки, обретая «самостоятельность», эмансипируясь от норм морали и духовности.

 

Ситуацию, в последний, решающий и самый критический момент, конечно, спас папа Карло, но Буратино успел его позвать. Здесь снова имеет смысл сделать акцент на том, что Помощь придёт всегда, но её нужно уметь и хотеть призвать. А для этого, как минимум, нужно знать к Кому обращаться и Кого призывать. Если в сердце вместо Бога пустота — крик о помощи может потонуть и заглохнуть в собственноручно созданной «чёрной дыре».

 

Кукольный театр — первый соблазн и искушение, через которые должен пройти Буратино. То, что «весь мир театр и люди в нём актеры», знают, благодаря В. Шекспиру, все. Поэтому и не может наш герой преодолеть соблазна попасть в «блестящее» общество, где «всегда царит праздник и музыка». Ему, ослеплённому внешним блеском, и невдомёк, что за кулисами жизни всё гораздо прозаичнее и трагичнее. Но кто из нас хоть когда-нибудь научился на чужих ошибках, а тем более прислушался к советам, которые, на наш взгляд, всегда даются не вовремя и «мы вообще в них не нуждаемся»?

 

Буратино не стал исключением. Он воспользовался самым ходовым в мире способом оправдания своих поступков — самообманом. Причём, вера в него была такой же искренней, как и у большинства «мальчиков и девочек», независимо от паспортных данных. «Школа же никуда не уйдёт же, — сам себе громко начал говорить Буратино, я только взгляну, послушаю — и бегом в школу».

 

Увы, самообман — это прямая и верная дорога в Страну Дураков.

 

За билет туда, куда легко попасть — человек, не задумываясь, платит огромные средства, продавая самое дорогое и сокровенное — Мудрость, Веру и право на обучение истинным знаниям. И невдомёк ему, слепо верящему афишам и рекламам, что за билет обратно ему придется заплатить гораздо более страшную и высокую цену накопить подобный капитал удаётся единицам.

 

Всего за «четыре сольдо» Буратино без сомнений расстаётся с азбукой, с той Азбукой, за которую Карло заплатил единственной, бывшей у него в наличии, курткой. Здесь ещё и ещё раз подтверждается, увы, печальная истина — всё, что дается даром — дается даром. И только то, за что заплачено своим трудом — ценится и бережно хранится.

 

Пьеро и Арлекин. Если мы берём этих двух абсолютно противоположных героев с точки зрения психологии Новых Детей, то здесь ярко обнаруживаются их типичные реакции на жизнь, когда заставляют делать то, чего они не хотят или не понимают зачем. Напомним, дети новой формации (и вообще дети) не терпят авторитарности и насилия со стороны и протестуют самыми доступными и, увы, неадекватными способами поведения.

 

Арлекин — ярко представленная бессмысленная агрессия, совершенно не дающая себе отчёта в своих действиях, это напор и безудержная стремительность, которую можно назвать и гиперактивностью.

 

Пьеро — второй полюс, чрезмерная слезливая сентиментально чувствительная беспомощность, которая безропотно подчиняется любому приказу и действию, а депрессивность — это тоже неадекватная реакция на неприемлемую ситуацию.

 

Когда оба театральных героя замечают среди зрителей Буратино, они прерывают спектакль (свободно рушат установленные «рамки» спектакля, что является одной из основных черт Новых детей). На сцену вбегают множество других кукол, они радуются и веселятся и вот это уже адекватная реакция со стороны кукол-детей, но оцениваемая как неадекватная со стороны Взрослых, в образе Карабаса. Заметьте, Карабас даже не пытается вступить в диалог со своими сотрудниками (как и родители или учителя, со своими детьми). Он просто показывает семихвостую плётку, от вида которой уже болит спина и скукоживается сердце — и куклы покорно доигрывают навязанные им роли. А потом Карабас удивляется почему его не уважают дети, почему ему в троллейбусе никто не уступит место, а на улице не здороваются, делая вид, что в упор не видят.

 

Зрители, приходящие на подобные трагикомедии, также разделяются на два лагеря: всем им надо «хлеба и зрелищ», но одни хотят крови, другие душещипательных сцен, одним надо насладиться жестокостью и садизмом, другие хотят прослезиться, выставляя напоказ «тонкость чувств». Здесь стоит напомнить, что пришли они на комедию под названием: «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника». Тот, кто писал эту пьесу, точно знал потребности»народа» и, давая им «кровь и слёзы», он точно рассчитал свой кассовый успех.

 

Карабас-Барабас. Этот образ-символ без пояснений говорит сам за себя. Когда-то это был хороший человек, но со временем он потерял золотой Ключик от своей души и превратился в жестокое и беспощадное чудовище, готовое на все человеческие подлости ради достижения своих низких целей. Он любой ценой хочет вернуть утраченное, но потерять гораздо проще, чем наработать снова.

 

Давайте не забудем и того, что Карабас был Доктором Кукольных наук. В переводе на наш язык это означает Доктор Психологических наук, то есть Учёный Кукловод, который знает, как и когда дёргать за ниточки-слабости людей, чтобы набивать свой карман.

 

Когда Карабас-Барабас узнаёт, что Буратино живёт в каморке, где есть нарисованный очаг и котелок над огнём — у него возрождается надежда на то, что он ещё сможет достичь своей раннее намеченной цели. Вначале он владел золотым Ключиком, но не знал, где находится потайная дверь. Единственная примета, по которой он мог её отыскать — нарисованный очаг в какой-то каморке. Но найти это место было, судя по всему, не так-то просто, да и золотой ключик был утерян, хотя Карабас знал, где его можно снова найти. В своё время он уронил его на дно старого, заросшего тиной, пруда. Единственная, кто мог ему помочь тогда — черепаха Тортила (Мудрый Старец, Добрая Старушка), была на то время сильно обижена на людей за то, что они вторглись на территорию её предков и жестоко уничтожали её родных ради черепахового супа и черепаховых гребней. Конечно, она отказалась помочь найти Ключик. Но в любом случае, если знаешь где искать — это упрощает задачу поиска. К тому же дно пруда — гораздо более надёжное место по сокрытию тайны, чем все сейфы мира.

 

Зная место, куда можно вставить ключик, и зная, где этот ключик найти — у Карабаса появилась надежда. Он даёт Буратино пять золотых монет, чтобы Карло не умер с голоду и сохранил свою каморку в первозданном виде.

 

А теперь разберём каждый символ по порядку.

 

Пруд — это водная территория, ограниченная определёнными рамками, и в котором живут водяные обитатели. Это если давать внешнее определение пруду. Можно добавить, что пруды бывают чистые и заиленные, и тогда они мало чем отличаются от болота.

 

Судя по описаниям, тот Пруд, на который попал не по своей воле Буратино (как и Иван-царевич) особой чистотой не отличался, а потому — что болото в «Царевне-лягушке», что Пруд в нашей сказке — имеют примерно одно и то же значение, а именно — это место, на дне которого скопился ил прошлых деяний человека.

 

Прошлых — не значит вчерашних или прошлогодних, хотя и это прошлое. Прошлое здесь имеется в виду как груз прошлых жизней, в которых мы создали немало того, что осело илом на нашей Душе -Царевне-Лягушке. И пока мы не очистим Пруд сознания, Лягушка-Душа не сбросит свою неприятную внешнюю оболочку. Не может же Чистое и Прекрасное жить на вонючем болоте наших мыслей и действий. Но очищать Пруд можно долго и безуспешно. Пока выгребешь одно, навалится другое. И тогда предлагается другой вариант — вариант, данный в «Царевне-Лягушке», где каждый из нас должен стать Иваном-Царевичем. Правда, и здесь без очищения не обойдётся, но по крайней мере есть Цель и Понимание — во имя чего.

 

Вспомните, только очистив подсознание, которое стоит между сознанием и надсознанием, сознание может напрямую общаться со своим Высшим. Просим ещё раз: не поленитесь взглянуть на Древо Сефирот в интернете: Сфера Йесот, повторим — это подсознание; Сфера Малкут, лежащая под Йесот — это Сфера нашего сознания, Сфера Тиферет — Сфера Христа, Сфера Солнечного Бога, Сфера нашего Высшего, Хранящего и Ведущего нас по жизни, находится над Йесод. Чтобы дать возможность Высшему общаться напрямую с сознанием, необходимо до блеска отчистить своё подсознание, свои глубины, найти там затерянный золотой Ключик, сорвать без сожалений запылённый Холст иллюзий со своего мышления и открыть Дверь, ведущую к Богу в себе.

 

Обитатели пруда — «всем известные своей глупостью чёрные пузатые головастики, водяные жуки…, пиявки, личинки, которые кушали всё, что попадалось, вплоть до самих себя и, наконец, мелкие инфузории…». Подробное описание автором обитателей пруда настолько красноречиво, а вы уже так много знаете, что останавливаться на том, все они являются нашими глупыми привычками, не очень приятными чертами характера, ненасытными желаниями и примитивными потребностями, даже не стоит и говорить.

 

Но на пруду ещё жили лягушки (символ Воскресения Духа), которые и в этой сказке сыграли в судьбе главного героя решающую роль и действительно подарили ему возможность Возрождения. Это благодаря им, их просьбе, черепаха Тортила отдала мальчику золотой Ключик и даже чуть-чуть приоткрыла завесу тайны, сказав, что он должен принести счастье.

 

Черепаха Тортила. Этот символ приравнивается к символу змеи Мудрости и имеет то же глубинное внутреннее значение. (Вспомните, Библейский змий, предлагая Яблоко знаний, дарует человеку интеллект через самопознавание). «зелёная ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая страшная змеиная голова», которой Буратино испугался настолько, что «у него дыбом встала кисточка на голове».

 

На трёх черепахах, в некоторых мифологиях, стоит или держится мир. В своей символической первооснове она несет в себе божественный принцип, который приводит все вещи к зрелости и совершенству; это символ обновления личности. Даря Буратино золотой ключик, она дарит вместе с ним ему и возможность отыскать ту потайную дверь, за которой кроется другой, более «сказочный» и»чудесный» мир, в который стремится попасть не только Карабас-Барабас, но и каждый из нас.

 

Мы увлеклись символикой и немного отвлеклись от сюжета, ведь прежде, чем попасть в пруд, Буратино пришлось пережить немало неприятных моментов в своей жизни, которые принесли ему жизненный опыт и научили «житейской азбуке» выживания.

 

Покинув «гостеприимного» Карабаса-Барабаса, Буратино отправился домой, не забыв пересчитать деньги — «золотых монет было столько, сколько пальцев на руке — пять».

 

Почему монет было пять, а не четыре, не три, не шесть? Потому, что на данном этапе эволюции человек пятиричен и наделен пятью, полностью сформированными на физическом плане, органами чувств. Потому что рука, на которой пять пальцев, отражает в своих линиях как прошлые накопления, в виде уже заложенной судьбы, так и будущий потенциал, использовав который, человек может поменять всё, вплоть до фатальности уготовленных событий, причём как в сторону Света, так и в сторону тьмы.

 

Пентаграмма, или пятиконечная звезда, несущая в себе внутреннее, сокровенно-вибрационное значение числа «пять» — это знак Микрокосма, точные пропорции которого являются великим и единственным атанором, необходимым для изготовления философского камня. Пентаграмма — это символ таинственной квинтэссенции, которой подчиняются все тайные силы природы. И этим числом «пять» необходимо научиться умно распоряжаться.

 

Монеты были золотыми, а золото в алхимии всегда наделялось качествами Духовного Солнца, которое является источником жизни и предельной целостности как Природы в целом, так и отдельно взятого человека. Символ Восходящего Солнца всегда принадлежал Христу и поэтому символ золота всегда означает Высшее Духовное Просветление.

 

Золото — это металл, который накапливает в себе энергию Солнца.

 

Духовное сердце человека — это его солнце солнц, это алтарь, на который возносятся цветы духовного совершенствования. Бог познается через золото Души. Это единственная валюта, которая принимается Богами и благодаря которой к Ним можно попасть. (Не совсем совпадает с тем, что обещают вам за богатое приношение деньгами дельцы от церкви, не так ли? ) Но, как золото, прежде чем стать благородным металлом, проделывает огромный алхимический, или трансмутационный путь, через многочисленные сублимации и коагуляции, начиная с обыкновенного свинца и железа, так и человек должен пройти путь от невежества к Культуре Духа. Именно, к Культуре, ибо в этом слове кроется вся Тайна Духовного Восхождения. Слово «Культура» состоит из трёх слов: «культ», что значит»почитание», «уважение», «У» — «сияющий или блистающий» и «Ра» — Духовный Свет Солнца (не само Солнце, но его именно Духовный Свет). Отсюда вы можете сказать, что Культура — это почитание Блистающего Духовного Света. Потому и надо воспитывать в себе культуру сердца, культуру общения, культуру восприятия мира, культуру отношения ко всему, что окружает и даёт опыт познавания.

 

Символ золота в любом мифе, сказании, легенде, сказке — это символ духовного совершенствования и очень часто, имея золотые предметы, герои либо не умеют ими пользоваться, либо пользуются себе во вред, либо теряют их. Это объясняется тем, что золото даже в своём материальном проявлении, то есть то золото, к которому мы прикасаемся, которое можем носить на себе, обладает мистическим свойством: оно усиливает в человеке его самые сильные стороны и доминирующие черты характера. Хорошо, если это прекрасные и чистые устремления, а если нет? . .

 

В нашей сказке символ золотых монет несёт в себе ещё одно значение, которое прекрасно выражено в притче Христа о закопанных талантах. Буратино получил пять золотых монет, но он не умел и не знал, как ими распорядиться, они были даны ему преждевременно. То, что не заработано трудом, то, что дается даром, всегда дается даром.

 

Поэтому, не имея жизненного опыта, не зная истинной ценности полученного, не имея ни малейшего представления о том, куда и зачем применить полученное «даром», он легко теряет свою первую из пяти монет в харчевне, заплатив за «скромный» ужин своих друзей, а потом, через тяжкие переживания и ужас смерти, лишается и остальных, закопав их на Поле Чудес.

 

Кстати, о Поле Чудес и о тех, кто его придумал. Лиса Алиса и кот Базилио — наверное, самые яркие представители, символизирующие хитрость, жадность, коварство, умение использовать человеческие пороки.

 

Это своего рода «чистильщики» не только чужих карманов, но и человеческого сознания. Именно подобные антигерои помогают человеку разобраться в себе, в своих чувствах, в своем отношении к жизни; именно эти персонажи заставляют человека находить и соизмерять свои желания и потребности. Не будь на свете подобных»котов» и «лис», кто бы научил человека распознавать добро и зло? И кто бы открыл всем нам такую удивительную и манящую своими»чудесами» Страну Дураков, с её невероятно притягательным Полем Чудес?

 

Трудно сказать, кто и когда первым придумал финансовую пирамиду, но то, что у этого «гения» были первыми учителями кот Базилио и лиса Алиса — навряд ли вызывает сомнение, по крайней мере, у нас. Страна Дураков с её волшебным Полем Чудес, куда закапывают монеты, а на утро собирают с дерева урожай «в десять раз больше» — это ли не та страна в стране, в которой продолжают жить многие наши доверчивые сограждане, наивно полагая, что кто-то хочет их обогатить и озолотить? Более того, с экранов телевизоров им доходчиво объясняют, что уже не надо напрягаться «рыть ямку, класть туда свои золотые монеты, посыпать их солью и говорить:»Крекс, фекс, пекс». Достаточно отдать деньги в «верные» и «кристально чистые» руки — и безбедная жизнь обеспечена до конца дней.

 

«Умненький и благоразумненький» Буратино, несмотря на свою»деревянную» природу, с честью для себя вышел из этой ситуации. Узнав о коварной краже своих денег, он отказался от инфаркта, инсульта, он даже не стал биться головой об стенку и устраивать митинги перед Полем. Да, он немного всплакнул, но очень быстро сориентировался и оценил открывшуюся перед ним возможность воспользоваться новым приобретением. Заметим, или напомним, при этом, что прежде, чем он попал в пруд, куда его сбросили только для того, чтобы он утонул, это деревянное чудо прошло через довольно страшные испытания, где за ним гнались с ножом и пистолетом, подвешивали за ноги, натравливали на него полицейских псов. Да, поистине, не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. И уж точно воистину — за всё в этой жизни надо платить. И хорошо, если эта плата может выразиться через денежный эквивалент, а не через беды и страдания.

 

Страна Дураков — это та психологическая «местность», через которую приходится проходить многим из нас, чтобы научиться затем правильно ориентироваться на «местности жизни». Многие, даже будучи в весьма солидном возрасте, всё еще верят, что, посадив «золотые монеты в землю», то есть, зарыв свои уникальные, данные от Бога, а вернее накопленные многими жизнями истинные сокровища способности или таланты, они могут собрать увеличенный в объеме «урожай», и достичь успеха, не приложив при этом никаких собственных усилий. На работе вдруг кто-то заметит их закопанные способности и предложит более перспективную и более оплачиваемую работу; добрый дядя спонсор оценит талант и даст денег на»раскрутку», а кто-то, фанатично преданный и восторгающийся вашими «ну очень умными» мыслями, запишет их и издаст книгу под вашим именем, вложив свои средства в издание… Мы не раз встречали подобных людей, так же, наверное, как и вы. И список»вдруг» можно продолжать до бесконечности.

 

Кто-то иронично вздохнет и скажет -«вдруг» всё-таки случается. До тех пор пока термины «блат» и «взятка» свободно гуляют в обиходе, многие используют их по назначению. Но «блат» — это такая же бутафорная (внешняя) замена реальности, как и все реквизиты кукольного театра, всё остальное, если оно действительно есть, надо зарабатывать и открывать упорным и честным трудом. Истинное не боится смены власти и потери «покровителя» — оно или есть, или его нет. Всё остальное от лукавого.

 

И еще. До тех пор, пока одни люди не научатся отключать свою жадность и стремление перекладывать ответственность за свою жизнь на других, эти «другие» будут безнаказанно дергать их за ниточки пороков, которых за тысячелетия эволюции человечества скопилось немало, и манипулировать как марионетками в кукольном театре. Докторов Кукольных наук — в избытке.

 

Но не будем о грустном. Мы ведь ещё даже не прикоснулись к такому замечательному образу, как Мальвина. «Эта девочка была самой красивой куклой из кукольного театра синьора Карабаса-Барабаса. Не в силах выносить грубых выходок хозяина, она убежала из театра и поселилась в уединенном домике на сизой поляне», где » воспитанную и кроткую девочку» с «кудрявыми голубыми волосами» полюбили все обитатели поляны. Такую характеристику дает ей автор. Однако из дальнейших событий мы видим, что, несмотря на свою красоту и кротость, несмотря на то, что ей невыносимо было сносить чужую грубость, эта девочка ведет себя достаточно авторитарно и жёстко по отношению к другому, такому же, как и она, существу.

 

По сценарию, Мальвину любит Пьеро и если переходить на психоаналитический язык, можно смело утверждать, что Мальвина является Анимой Пьеро, компенсируя ему все недостающие качества или части психики до логичной целостности. Но какую роль эта девочка сыграла в судьбе Буратино?

 

Обычно в начале каждой сказки всегда присутствуют оба родителя, и очень часто один из них умирает, оставляя судьбу ребёнка на того, кто остался жить. Но в нашем случае Матерью Буратино изначально была Природа, наделившая Полено достаточно мощными и жизнеспособными качествами, готовыми проявиться в жизни при первой же возможности. Другими словами, Великая Матерь, Дарующая жизнь, создала в потенциале то, что необходимо было извлечь наружу изнутри человеческими руками и через ряд Посвящений (в сказке — приключений) пройти Путь, борясь и преодолевая искушения, которые жизнь выставляет в изобилии каждому из нас. Мы не будем уходить слишком глубоко и анализировать этапы истинного посвящения Буратино-человечка в Человека, достигшего всего своими руками и ногами. Тому, кто не понаслышке знаком с этими процессами аналогия слишком явная, чтобы её анализировать, тому же, для кого эта тема — закрытая книга, объяснить в нескольких словах весь процесс не удастся.

 

Итак, первым женским Материнским Непроявленным Началом в судьбе Буратино, как и в судьбе всего человечества, выступила Природа и у Буратино в потенциале, то есть в его Природной целостности, лежало всё, присущее всем, от Добра до зла. Только от него зависело, что он выберет и по какому пути пойдёт. Как мудрая, любящая и заботливая Мать, Природа, проявляясь в тех женских образах, которые встретились Буратино на его жизненном пути, учила и вела его по извилистым тропам жизни, заставляя проявлять свои качества через действия, мысли и поступки.

 

Первым женским образом оказалась лиса Алиса в паре с котом Базилио — что ж, земная жизнь — земные испытания. Как познать Добро, если не познал зла? Как оценить Свет, если не прошёл ад тьмы? Как распознать обман, если не накопил опыта, причем не чужого, а своего, собственного? Как оценить Мудрость от глупости, если не прошёл через собственную глупость? Опыт накапливается временем и событиями. Только пропустив жизнь во всех её проявлениях через себя, можно понять другого. Тот, у кого нет «скелета в шкафу» несчастный человек, ибо он не жил всё это время, а только примерялся к жизни и просчитывал варианты, как в карточной игре. Тот, кому есть «что» вспомнить, тот, кто сумел пройти через стыд и позор перед самим собой и при этом не сломаться, простив себя и разрешив себе жить, — сумеет простить и понять другого, вовремя подставив ему руку помощи и сердце, готовое разделить боль. Поэтому и нужно было пройти Буратино «школу жизни», и не по Букварю, а через собственные страдания.

 

В награду за преодолённые трудности, Мать-Судьба даёт своему сыну встречу с земной мудростью — черепахой Тортилой. Если взять символическое значение этого архетипического образа, то можно отметить, что Черепаха во многих культурах была олицетворением Матери-Земли, она — хранительница Времени и Бессмертия, она наделяет плодородием и поддерживает мир. И встреча Буратино именно с этим, типично женским, хтоническим архетипом — это новый, кардинально меняющий направление жизни, поворот судьбы. (Кстати, чаще всего, если вы помните, в сказках встречаются не «черепахи», а Баба-Яга, это чтобы вы не сомневались в своих догадках).

 

Третьим женским образом, с которым нужно научиться жить в этом мире каждому мужчине — образ Мальвины, который несёт в себе воспитательно-культурно-просветительный дух, облагораживающий и делающий из полена настоящего человека. Речь не идёт о гендерном вопросе, и здесь не будут муссироваться феминизм или ещё что-то в этом роде. Просто надо вспомнить, что мужское начало всегда активно, а женское — пассивно; мужчина твёрд, женщина -мягка (мягкое, кстати, всегда побеждает твёрдое). Мужчина — это огонь, а женщина — лёд и когда они встречаются, образуется то, что называется «пар», со всеми его уникальными свойствами, включая умение совместить несовместимое, то есть огонь и лёд. Мужчина в своей активности безудержен, но женщина даёт ему направление. И энергия, которая могла бы быть направлена на разрушение, начинает созидать и творить.

 

Мальвина и есть та направляющая сила, которая укротит и облагородит Буратино. Для кого мужчина совершает подвиги? Ради кого он готов отдать жизнь? Кто побуждает мальчика стать мужчиной и взять на себя ответственность как за свою, так и за чужую жизнь? Мальвина — это последний штрих в становлении целостной психики Буратино, так как только благодаря этой девочке он осознал себя героем, защитником, победителем. Только благодаря этой встрече он проявил свои наилучшие человеческие качества: дружбу, преданность, альтруизм, взаимовыручку, умение ставить интересы коллектива выше собственных, если этого требует конкретная ситуация (не путать с безволием, конформизмом и стадным инстинктом).

 

Что у нас осталось не разобранным? Образ Полицейских Псов, их полная противоположность — пёс Артемон и кое-какие «детали».

 

Полицейские псы, как вы уже и сами догадались, это низшие человеческие эмоции и чувства: ярость, гнев, ненависть, злоба, готовность по любому приказу инстинкта «разорвать» и «уничтожить»всех «неугодных». Вспомните, как псы гнались за серым зайцем, на котором спасался от преследования Пьеро. У них настолько были залиты кровавой ненавистью, злом и яростью глаза, что они даже не заметили, как беглец свалился под куст. Есть цель — догнать любой ценой. Всё остальное уже потеряло всякий смысл. Но они продолжают гонку. Знакомо?

 

Пёс Артемон — тоже пёс, но как разительно он отличается от своих собратьев! Значит и «собачья» природа может развиться до высших проявлений?! И не сомневайтесь. Кстати, некоторые животные бывают гораздо человечнее некоторых двуногих.

 

Здесь показаны как бы два противоположных полюса — на одной стороне безумное и бездумное зло, на другой — верящее в свои силы и победу добро, верность дружбе, преданность, заботливость, готовность сражаться за других до последней капли крови, не требуя ничего взамен. Есть о чём поразмыслить.

 

А мы, наконец-то, добрались до прекрасного символа золотого Ключика. Мы уже говорили, что золото — это всегда символ трансформации низших энергий в Высшие. Тот, кто владеет золотом своей Души — владеет Собой, своей Высшей Триадой. Тот, кто познал Себя — становится бессмертным, ибо он сумел познать и перешагнуть через Время, которое и есть Бог. Тот, кто находит Бога в Себе — больше не подчиняется Времени, он становится его Хозяином и Управителем, он переходит в другое измерение, которое Толстой описал как переход из грязной, убогой и нищей коморки в сверкающий Светом Театр. Кого увидел на дубовой, потемневшей от времени, дверце Буратино? Себя! «На четырех углах на дверце были вырезаны смеющиеся рожицы, а посередине — пляшущий человечек с длинным носом»! (Это ли не пророчество?!)

 

Символ числа «4» всегда означает законченную целостность и широко применяется практически во всех религиях, в том числе и в христианстве. Пляшущий человечек посредине — это Божественный Ребёнок. Но Божественный Ребёнок, во многих Посвящениях и Мистериях — это Высшая степень Посвящения. А это значит, что Посвящённый может управлять всеми четырьмя стихиями. Но таков ли наш герой? Давайте рассуждать: дерево, из которого он был изготовлен, взяло свою силу у Земли, Воздух высушил Полено, а значит внутренний Огонь, который содержит в себе сухое дерево, уже готов вспыхнуть. Крещение Водой Буратино прошёл в пруду, причем внутренний Огонь не дал ему утонуть и «пойти на дно» жизни. Что ж — всё сходится. Всем владеет наше Дитя, а потому ему и Ключик в руки.

 

Кстати, символ Ключа тоже очень значим, ведь любым ключом всегда что-то открывается, а в нашей сказке это не просто ключ это золотой Ключ, потому и открывать ему не просто дверь, а Потайную Дверь.

 

Прекрасный театр, который был обнаружен за дверцей — это символ Нового, обновленного видения мира, это символ расширения сознания, это символ нахождения Красоты и Праздника жизни в этой жизни. Главное — это вовремя успеть открыть и также вовремя захлопнуть дверцу своей Души от непрошенных гостей, а всё остальное — уже по самостоятельно написанному сценарию, с учетом опыта Карабаса-Барабаса.

ГЛАВА 7. «ГАДКИЙ УТЁНОК»

 

Необычная и буквально переворачивающая душу сказка. Сказка-Мистерия, показывающая через какие страдания должен пройти утёнок, чтобы стать Лебедем. Но нельзя стать тем, кем ты не являешься в своей сути.

 

И даже имея природу Лебедя можно остаться уткой, стать «как все», бояться расправить крылья и сказать — да, я такой, не похожий на вас, но я и не хочу быть как вы, я хочу быть самим собой!

 

В этой сказке удивительно переплетаются психология и теософия (Божественное знание). Формирование Лебедя идёт через духовную трансформацию психики Утёнка. И здесь мы снова можем вспомнить как наших «нестандартных» детей, Лебедей по праву рождения, вынужденных бороться с утиными устоями и рамками, так и сокровенное значение символа Лебедя, и осознание того, что Путь от утки до Лебедя — это Путь от себя к Себе.

 

Чтобы избежать недоумений, мы заостряем внимание на том, что это всё-таки больше психологическая сказка, чем волшебная. Отличие в том, что в волшебных сказках всё построено на символах, а в психологических — на аллегории и сравнении. Зная это кардинальное отличие, вы теперь не будете удивляться тому, что все герои — это психологические портреты, а не символы (как это было в предыдущих сказках), за исключением Лебедя, который собрал в своём образе всё то прекрасное, что только может нести в себе этот образ-символ.

 

Эта сказка была выбрана нами потому, что в жизни и на практике мы очень часто сталкиваемся с так называемым «комплексом гадкого утёнка», который с трудом переживают дети и подростки, и с которым, порой, не могут справиться даже взрослые люди. Юнг называл комплексами сгущение отрицательных эмоций на заданную тему. По-другому можно сказать, что

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Запись опубликована в рубрике Авторы, Психология с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Психодиагностика личностных проблем по сказкам-7

  1. Уведомление: Психодиагностика личностных проблем по сказкам-3 | Proza-online.ru - Проза-онлайн.ру

  2. Уведомление: Психодиагностика личностных проблем по сказкам-4 | Proza-online.ru - Проза-онлайн.ру

  3. Уведомление: Психодиагностика личностных проблем по сказкам-6 | Proza-online.ru - Проза-онлайн.ру

  4. Уведомление: Психодиагностика личностных проблем по сказкам-8 | Proza-online.ru - Проза-онлайн.ру

  5. Уведомление: Психодиагностика личностных проблем по сказкам-9 | Proza-online.ru - Проза-онлайн.ру

  6. Уведомление: Психодиагностика личностных проблем по сказкам-10 | Proza-online.ru - Проза-онлайн.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>