Психодиагностика личностных проблем по сказкам-8

комплексы — это подавленные эмоции и воспоминания, которые могут вызывать постоянные психологические расстройства и даже, во многих случаях, невротические синдромы. Давайте вместе рассмотрим и исследуем, что же в действительности скрывается за этим явлением и попробуем по-новому взглянуть на старую проблему.

Некоторые люди умудряются годами носить в себе чужие обидные (для них) слова. Они с поразительной ясностью и детальностью описывают чувства и ощущения многолетней давности, когда им приходилось быть в роли «гадкого утёнка» и переживать, как и ему, все те ужасы унижения, отторжения, загнанности и безысходности. Так у них образовывалось чувство собственной несостоятельности, формировалась заниженная самооценка, выученная беспомощность и реакция капитулировать при малейшем возникновении конфликта. И всё это «приобретённое, выученное, взлелеянное и выхоленное», почему-то вдруг взяли и связали с комплексом «гадкого утёнка», забыв, что в отличие от этих «капитулянтов» он не сдался, не сломался, он боролся и выживал в условиях, которые мы бы назвали»нечеловеческими». Поэтому сразу расставим акценты и скажем:»комплекс уязвленного себялюбия» далеко не равнозначен комплексу так называемого «гадкого утёнка».

 

Начнём с того, что «гадкими утятами» начинают чувствовать себя те дети, которые сталкиваются уже в раннем детстве с неприятием себя в определённых кругах: в семье, где ребёнок не нужен ни маме, ни папе, и где стесняются его внешности, психического или физиологического дефекта; в общении с братьям и сёстрам (если они есть), которые просто стараются выжить его из семьи, отвоевывая своё место под солнцем; в школе, где таких детей тоже стараются игнорировать, и в первую очередь так называемые «учителя», которые, кстати, великолепно представлены красочным образом мотивом старой утки. «Она здесь знатнее всех. Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у неё на лапке красный лоскуток! До чего красиво! Это высшее отличие, какого только может удостоиться утка. Это значит, что её не хотят потерять…». Если кто-то решил сразу обидеться на подобное сравнение, прочтите дальше, а именно: «Славные у тебя детки! — говорит знатная утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень, очень милы, кроме одного, пожалуй… Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать!» и ведь переделывают! Калечат лебединые души, подгоняя их под своё, утиное сознание!!

 

Дальше — хуже. Ребёнок свыкается с наклеенным на него ярлыком и окружающие просто считывают с него информацию — «убейте меня, я недостоин жить на этом свете». И именно в этом месте идентичность сказочного и жизненного сюжета заканчиваются. В действие вступает «комплекс уязвленного себялюбия», который ничего общего с «гадким утёнком» иметь не может. Так запускаются в действие законы виктимности (стремление стать жертвой).

 

Чтобы увидеть себя «белым лебедем», как это случилось с гадким Утёнком, нужно, как минимум, хотя бы раз в жизни посмотреть на себя в своё зеркало, заглянуть к себе внутрь и ощутить своё происхождение — Человек. А Человек — это всегда звучит гордо и не всегда банально. Так что же мешает? А мешает то, что каждый норовит подставить другому своё зеркало и заставить вас смотреть на себя через призму чужого отражения. И вы доверяете кривым зеркалам кривых душ и с покорностью терпите глумление невежества.

 

Но прежде, чем сказать эти слова приходящим на приём людям, им предлагается заново прочесть от начала до конца сказку — она не такая уж и большая (но достаточно объёмная, чтобы её полностью приводить здесь). И только когда у человека, закончившего чтение, появляется действительно просветленный взгляд, мы начинаем серьёзную работу. (Коллегам признаемся честно — уговорить прочесть хотя бы несколько страниц сказки бывает достаточно непросто).

 

В ходе работы была замечена одна интересная особенность — все те, кто считает себя (с «доброжелательной» подачи самых близких и родных) «гадким», как правило, отличаются удивительной тонкостью восприятия этого мира. Это очень добрые от природы люди, владеющие врожденной эмпатией и альтруизмом. Они с готовностью откликаются на чужую боль и боятся причинить её даже своим гонителям; эти люди терпимы настолько, насколько были нетерпимы к ним; эти люди светлы и чисты душой, и тем, у кого на душе тьма, становится нестерпимо от их света — значит «гадких» надо уничтожить! Кроты не могут понять радость солнечного луча, утка не может понять лебедя, а всё что не понятно — опасно для жизни(или существования? ). Именно по тонкости восприятия окружающего мира достаточно легко определять, где действительно «гадкий утёнок», которому надо просто помочь увидеть себя настоящего, а где напыщенная и надутая самовлюбленность, которой надо, чтобы мир стал «птичьим двором».

 

Итак: «Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овёс зеленел, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски — этому языку он выучился у своей матери. За полями и лугами темнел большой лес, а в лесу прятались глубокие синие озёра. Да, хорошо было за городом! Солнце освещало старую усадьбу, окруженную глубокими канавами с водой. Вся земля — от стен дома до самой воды — заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост»…

 

Так светло и чисто начинается сказка Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок».

 

«В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело. К тому же её редко навещали, — другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать вместе с нею.

 

Наконец яичные скорлупки затрещали.

 

Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки.

 

— Пип, пип! — сказали они.

 

— Кряк, кряк! — ответила утка. Поторапливайтесь!»

 

Здесь нужно немного прерваться, чтобы обратить внимание на то, как приветствовала мамаша своих деток — она не обрадовалась их появлению, она не сказала им даже приветливого слова, но зато сразу прозвучала авторитарная команда — «поторапливайтесь!» У уток, гусей и всего этого широко распространенного птичьего вида, есть одна удивительная особенность, которую называют импринтингом. Импринтинг — это мгновенное запечатление на всю жизнь первого мгновения жизни. В биологии этот момент важен тем, что первый, кого увидит утёнок или гусёнок — будет его «мамой», поэтому эти пушистые комочки очень часто следуют за движущейся человеческой ногой, которую сразу же принимают за родительницу.

 

Для психологии этот момент важен тем, что первое прикосновение к миру также запоминается у ребёнка на всю жизнь. И если мать, вместо ласковых, добрых слов отдаёт солдафонские, авторитарные команды — от подобного ребёнка не стоит ждать в будущем ярких проявлений положительных эмоций, также как и выражений даже самой примитивной любви. Поэтому и не стоит удивляться, что братики и сестрички «гадкого утёнка» ненавидели и желали ему смерти в той же степени, что и их мамаша.

 

К тому же высиживаемые уткой утята были далеко не столь желанными и любимыми детьми, как это ожидается от каждого родителя — утке «это занятие порядком надоело», «её редко навещали»даже подруги, а уж папаша, тот и вовсе не разу не появился, как это выяснится потом. Какие уж тут желанные дети, которых хочется одарить любовью — долг и ничего более. Хотя есть ещё один фактор, ради которого стоило претерпеть такие «муки» — это «чтоб дети не хуже, чем у других», чтоб были «благовоспитанными», а лапки выворачивались, как у всех, наружу, чтоб можно было «на людях»продемонстрировать свое материнство и услышать похвалу в адрес своих «милых малюток».

 

Старая и опытная подруга предупреждает молодую мамашу, что она зря тратит время на «индюшонка», однако той не хочется терять то, на что она потратила столько сил и она мужественно его досиживает. Но последовавшее за этим разочарование и досада были пропорциональны затраченным усилиям — «Ужасный урод!» — вот что услышал, только родившись, этот малыш. Представляете?

 

А «урод», не потому что действительно урод, а потому, что «и совсем не похож на других!» Не вписался в карту мира утки лебедёнок — значит урод. А с уродами шутки в сторону и утка принимает поистине «материнское» решение, заранее зная, что это все-таки индюшонок (!) — «Ну, да в воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть туда его силой!» Не важно, что он заведомо утонет, важно, что никто не узнает о «позоре».

 

Знакомо?

 

Однако, пойдем дальше.

 

«- Кряк-кряк! За мной! живо! — позвала она, и утята один за другим тоже бултыхнулись в воду.

 

Сначала вода покрыла их с головой, но они сейчас же вынырнули и отлично поплыли вперед. Лапки у них так и заработали, так и заработали. Даже гадкий серый утёнок не отставал от других.

 

— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Вон как славно гребёт лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. Да он вовсе не так дурен, если хорошенько присмотреться к нему. Ну, живо, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество — мы отправимся на птичий двор…» и утка дает указания детям, кому необходимо поклониться, чтобы быть принятым на птичьем дворе.

 

А птичий двор, тем временем, жил своей повседневной жизнью. «Что тут был за шум! Два утиных семейства дрались из-за головки угря…» В общем, на дворе, как на дворе (или при дворе? ).

 

Несмотря на расшаркивания и подобострастные «Кряк»!», «придворные» утки презрительно оглядели подошедшее семейство и громко (было бы с кем считаться!) заговорили:

 

— Ну вот, ещё целая орава! Точно без них нас мало было! А один-то какой гадкий! Этого уж мы никак не потерпим!

 

И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею».

 

Просто клюнула, вернее, сделала больно и подала знак всем, как необходимо обращаться с «большими и несуразными», которого «не мешает немного проучить». Абсурд! Проучить — от слова «учить». Если кто-то кого-то собрался «проучить» — значит этот «кто-то» сделал что-то не так. Сделал, заметьте, произвёл неправильное действие. «Гадкий утёнок» совершил действительно страшную ошибку — он имел неосторожность родиться не таким, каким его хотели бы видеть. И за эту ошибку он заплатит дорогую цену. Он пришёлся «не ко двору». Он родился не там, не тем, не тогда.

 

«Оставьте его! — сказала утка-мать, наверное, за то, что он всё-таки «славно грёб лапками. — Ведь он вам ничего не сделал!. . . Он некрасив — это правда, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать — лучше других. . . Я думаю он вырастет сильным и пробьет себе дорогу в жизнь».

 

Это были единственные слова матери, которые можно было действительно назвать материнскими и, очевидно, всем импринтингам на зло, именно они и стали благословением и ведущей звездой малыша, если он смог выжить, смог бороться за свою жизнь в таком жестоком и непримиримом к нему мире.

 

А мир этот был описан без прикрас: «Все гнали бедного утёнка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза б мои на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою». Ад!

 

Когда человек, прошедший через это горнило, читает эти строки -лицо меняется. Сразу накатывают воспоминания, наружу прорываются всё, что так тщательно пряталось, рассортировывалось, загонялось, стиралось с памяти.

 

Человеку 52 — а он всё не может простить своей матери «заклёванного и защипанного» детства, он не может простить ей того, что она даже не догадывалась, в каком пекле ему приходилось жить, учиться, развиваться. Он не может простить и себе своего унижения, беспомощности, которому его подвергали другие. И за что? За то, что он — не такой. А какой? Кто, кому и когда дал право устанавливать нормы (?!) для других. Что берётся за эталон — размер черепа? Вес мозгов? Размах крыльев? А если своих собственных у «эталона»нет — значит, другим запретить их иметь? Передвигаться только ползком и с оглядкой? Такое уже было в истории.

 

И поднимается у человека голова. Он вдруг начинает понимать, что беда его не в том, что он — это он, а в том, что тот, «рожденный ползать, который летать не сможет» взял над ним власть, подчинил своей воле, и попытался уничтожить его собственную природу. Но всё-таки читаем дальше.

 

А дальше — немного сокровенной, но значительно приближенной к реальности психологии для того, чтобы понять, что скрывается за выделенными в самом начале словами.

 

«Птичий двор» — это то осознаваемое пространство, которое доступно его обитателям. Есть четкие границы, за пределы которых сознание уток, кур, петухов и прочей живности не может и не хочет выходить. Почему? Да потому, что всегда надёжней в привычном состоянии, где есть гарантированный корм и обустроенное место. И совсем не важно, что за всё в этой жизни придется заплатить — каждый надеется, что платить будет сосед, а его этот процесс не затронет. Не важно также и то, что кормят (откармливают) не без умысла — ив то время, когда другие будут радоваться жизни, кому-то откормленному настанет черёд заплатить своей жизнью за безоблачную жизнь других, которые вскоре также окажутся на вертеле в чьём-то очаге. Жестоко? Нет. Справедливо. Не хочешь быть чьим-то супом или шашлыком — осваивай новые пространства, которые никто от тебя не прячет. Выходи на просторы из «старой усадьбы», расширяй свое сознание, свои границы, свои рамки — исследуй «поля и луга», даже если придется пройти через «тёмный лес», в котором прячутся «глубокие синие озера».

 

Тёмный лес и глубокие синие озера — это и есть то пространство, в которое необходимо заглянуть, которое необходимо освоить и обжить. Это и есть глубины нашего бессознательного, в котором прячется наша истинная сущность. Чтобы понять — кто я — необходимо совершить опаснейшее путешествие в Себя и положительный результат никто не гарантирует. «идущий навстречу Себе рискует встретится с самим собой» — и эту истину ещё никто не сумел оспорить.

 

Добровольно уходить «от корыта» решаются единицы. Большинство держатся за «тёпленькие местечки» до последнего, пока не настанет их черед быть чьим-то «люля-кебаб». Но есть те, кто в силу сложившихся обстоятельств, вдруг понимают, что надо что-то менять в своей жизни, что никто за него не пройдет его путь и никто не освободит его от жалкой участи быть «мясом». Наш Утёнок сумел уловить свой час и, как ни парадоксально прозвучат эти слова, только благодаря издевательствам и надругательствам всех этих»родственников, кур, индюков и петухов» он победил, пройдя ряд нелегких испытаний, и стал гордым и прекрасным Лебедем. Не случись с ним тогда этой беды, прими его тогда «общество» как равного себе — и кто знает, может со временем он действительно бы «выровнялся и стал поменьше», как предсказывала его мать, оправдываясь перед жирной испанкой, и стал бы «таким же, как все» — домашней живностью, предназначенной на забой. Так хвала врагам! — ибо они открывают нам Путь и заставляют искать новое! Хвала врагам, которые, травя и загоняя нас в самые страшные тупики, заставляют искать новые, непроторенные пути! Хвала бегущим за нами, ибо они вынуждают нас быть первыми! Хвала врагам, которые дают нам шанс узнавать Себя и раскрывать в себе всё новые и новые возможности, хвала тем, кто добровольно и с удовольствием жертвует своим развитием ради развития и продвижения других! Но снова и снова повторим — за все удовольствия надо платить. И проценты нарастают в геометрической прогрессии.

 

«Наконец утёнок не выдержал. Он перебежал через двор и, распустив свои неуклюжие крылышки, кое-как перевалился через забор прямо в колючие кусты.

 

Маленькие птички, сидевшие на ветках, разом вспорхнули и разлетелись в разные стороны. «Это от того, что я такой гадкий», подумал утёнок и, зажмурив глаза, бросился бежать, сам не зная куда. Он бежал до тех пор, пока не очутился на болоте, где жили дикие утки».

 

Остановимся пока на этом кусочке сказки. Обратите внимание, малыш самостоятельно принимает решение изменить свою жизнь, потому что прежняя стала для него невыносимой. Это кризис. Можно сказать, что возрастной, потому что уже формируются определённые новообразования и есть конкретные действия, которыми подчёркивается неприемлемость прежнего способа жизни. В нём уже заложен и определённый комплекс, который будет играть с ним злые шутки — комплекс собственной неполноценности, но без этого комплекса, как это, опять-таки, не прозвучит парадоксально, он не сумел бы стать тем, кем стал.

 

Многие, очень многие ломаются уже на этом этапе: заниженная самооценка, навязанное чувство психофизического дефекта, установка на то, что все вокруг лучше, красивее и умнее — всё это не способствует росту уверенности в своих силах. Но в таких случаях может начаться Путь искания в себе чего-то такого, чего нет в других — доброты, бескорыстия в помощи, терпимости, умении сопереживать и облегчать чужие страдания… и из всего этого вырастает впоследствии прекрасное благородство души, истинная интеллигентность, тонкое чувствование Красоты и жизни, интуитивное восприятие и понимание Высшего — жизни.

 

Нашему малышу не помогали опытные специалисты (и ему, скорее всего, в этом повезло), поэтому он «зажмурив глаза», то есть не умея ещё предугадать последствий своих действий, попадает в «болото, где живут дикие утки».

 

И опять ему везёт. Правильнее: его до самого конца незримо вело Высшее (Лебединое) Начало, помогая только в самых тяжких моментах. Ученик должен самостоятельно проходить свой Путь и испытания — Учитель имеет право только незримо направлять и помогать. Но обо всём по порядку.

 

Болото — это то место, где можно застрять до конца дней, болото засасывает, затягивает, убивает. Болото — это самые неприглядные места в нашем подсознании, где есть трясины и гнилая вода; это место, где скапливается весь гной и грязь прошлого, от которых хотят избавиться «забыванием» и «вытеснением» и которые, рано или поздно, всё же придётся разгребать и расчищать. Подсознание — это скопления не только прошлого в этой жизни. Это место, где хранятся все наши «накопления» (сканды, как их называют на Востоке), и в зависимости от наших устремлений и нашей направленности, они либо «ждут своего часа», чтобы проявиться в виде «нелепой случайности», несчастного случая, резкого «неожиданного» поворота в жизни, либо медленно, но уверенно растворяются, если человек «выходит заграницы курятника», то есть стремится к познанию и развитию в себе своих самых лучших сторон, к расширению своего сознания, выражаемого в трансцендентности восприятия мира.

 

Дикие утки — это дикие, необузданные инстинкты, однако в данном контексте есть маленькая уловка. Это всё-таки утки. Не лебеди, а утки. То есть это нечто чуждое, хотя и родственное для нашего конкретного малыша, который носит в себе пока ещё скрытый потенциал Лебедя. В нём тоже есть дикая природа, но врождённое внутреннее благородство не дает прорваться утиным инстинктам наружу, и Утёнок всегда остаётся верным самому себе. (Как же объяснить это «утиным» педагогам и своим коллегам-психологам, особенно тем, кто беззастенчиво открывает детские центры, где вместо раскрытия в ребёнке его духовного потенциала эксплуатируется его природная способность (выдаваемая за успехи педагогов) к быстрому усвоению материала, которого он может и не понимать!! Но родители довольны — они могут похвастать своим «вундеркиндом» перед знакомыми, они щедро оплачивают занятия, не понимая, что платят за то, чтобы убить, задушить на корню Лебединую душу и культивировать вместо неё «утиное»мировоззрение. Каким же криком прокричать, что надо идти за ребёнком, за его интуитивным, творческим развитием, а не развивать в нём инстинкты, начиная с эксплуатации механической памяти, заканчивая навязыванием деструктивнейшей установки»соперничество для победы, успех любой ценой», даже если ценой будет подлость, клевета, лицемерие. Родители должны тобой гордиться — за это заплачено. Ты должен соответствовать их стандартам, их видению, их рамкам и планкам…! Но это отдельный разговор и очень непростой).

 

«Утром дикие утки проснулись в своих гнёздах и увидали нового товарища.

 

— Это что за птица? — спросили они. Утёнок вертелся и кланялся во все стороны как умел.

 

— Ну и гадкий же ты! — сказали дикие утки. — Впрочем, нам до этого нет никакого дела, только бы ты не лез к нам в родню.

 

Бедняжка! Где уж ему было думать об этом! Лишь бы ему позволили жить в камышах да пить болотную воду, — о большем он и не мечтал».

 

Камыши — это то «безопасное» место, где, как кажется многим, тебя никто не видит, и можно «спокойно» жить по принципу «моя хата с краю — ничего не знаю». Правда, жизнью такое существование назвать трудно, но каждый выбирает сам. К тому же, учитывая принцип «за всё в этой жизни надо платить», трудно позавидовать тому, кто выбирает болотную водичку вместо родниковой.

 

Но наш малыш родился под счастливой звездой. И Луч, ведущий его по жизни и знающий, кто скрывается за столь неказистым тельцем, спас «утёнка» от прозябания и забвения, хотя спасение это было весьма поучительным, как, впрочем, и каждое «случайное» спасение каждого из нас. По этому поводу, даже не задумываясь о глубинном смысле того, что произносят, говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Многим, очень многим из нас, приходится получать «пинок под зад» или хороший «подзатыльник» от жизни, чтобы остановиться от суетного бега по кругу и пересмотреть свою жизнь — если уж не кардинально, то хотя бы на какой-то период времени. Вот так и «утёнку» жизнь преподнесла поучительный урок того, что в камышах тоже бывает очень опасно и жизнь можно потерять не только в честном бою, глядя врагу в глаза, но и тогда, когда происходит трусливое бегство (особенно от себя).

 

На болоте начинается отстрел. Охотники окружили болото. Вот и думай — стоило ли травиться столько времени болотной водой и жить в камышах, если жизнь всё равно заставит платить. Уток выбивали беспощадно — охотники знали, куда шли. «Бедный утёнок от страха был ни жив, ни мёртв. Он хотел было спрятать голову под крылышко, как вдруг прямо перед ним выросла охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она посмотрела на утёнка, оскалила острые зубы и — шлёп-шлёп! — побежала дальше…»

 

Наверное, впервые в жизни Утёнок оценил преимущество того, что он не «жирная утка». Вот и первый урок — будь самим собой — это, по крайне мере, может спасти тебе жизнь, хотя и затруднит продвижение по ней. Стоит взвесить все «за» и «против».

 

Что ж, трудности в жизни нашего малыша не заставили себя долго ждать. Он решил покинуть это страшное болото и «пустился бежать дальше по полям и лугам». Хочется задержать внимание на том, что Утёнок, не смотря на то, что стал единоличным «хозяином» болота, не захотел оставаться там — он выучил урок с первой подачи и решил, что уж лучше двигаться по жизни самому и вперёд, чем ждать, что тебя кто-то продвинет, а потом использует как «мясо».

 

«Дул такой встречный ветер, что утёнок еле-еле передвигал лапками». Встречный ветер — это трудности жизни, препятствия, которые необходимо преодолевать. Но преодолеть их можно только двигаясь, сопротивляясь ветру, иначе он подхватит и унесёт «на свое усмотрение».

 

Наконец, Утёнок добрался до старой, перекошенной избушки, в которую ему удалось пробраться и немного прийти в себя.

 

«В избушке жила старуха со своей курицей и котом», которых она считала своими «детьми». Теперь Утёнку предстояло выучить ещё один урок — как не погибнуть и морально устоять там, где жизнь вынуждает жить с подобными «доброжелателями», которые в своём зауженном сознании, непомерном самовозвеличивании и невежестве уверены в том, что только «они знают всё». (Желательно всё же перечитать сказку).

 

Однажды «в комнату ворвалась струя свежего воздуха и яркий солнечный луч. Утёнка так сильно потянуло на волю, так захотелось ему поплавать, что он не мог удержаться и сказал об этом курице». Конечно струя свежего воздуха, солнечный луч -это переосознание того, что со мной происходит, это ощущение того, что что-то я делаю не так, не то, не там — необходимо что-то менять… и Утёнок, услышав «зов» своей природы понимает — он должен плавать, пусть пока как утка, но плавать, а не нести яйца, как этого требует курица и не стремится мурлыкать, так как это «работа котов». Утёнок, этот подрастающий малыш, вдруг понимает истину, которую пытаются задушить в себе многие, очень многие из нас — поэтому мы и встречаем по жизни врачей, учителей, юристов, психологов, научных работников, которые, вопреки голосу своей истинной природы, предпочитают заглушить его и занимают «престижные», «тёплые» (честнее сказать болотные) места, чтобы обеспечить себе «старость», стаж, статус, а в итоге — становятся моральными инвалидами, теми «коротконогими курицами» и «сыплющими искры, когда их гладят против шерсти, котами», убивающими в себе и в других стремление плавать, не говоря уже летать.

 

Андерсен гениален и поэтому его сказки будут жить вечно. Просто прочтите диалог Утёнка и курицы, чтобы увидеть всю трагедию, которая часто происходит и на ваших глазах.

 

— Ах, плавать так приятно! — сказал утёнок. — Такое удовольствие нырнуть вниз головой в самую глубь!

 

— Вот так удовольствие! — сказала курица. — Ты совсем с ума сошёл! Спроси у кота — он рассудительнее всех, кого я знаю, — нравится ли ему плавать и летать? О себе самой я уж не говорю. Спроси, наконец, у нашей госпожи старушки, умнее её уж, наверное, никого нет на свете! Она тебе скажет, любит ли она нырять вниз головой в самую глубь!

 

— Вы меня не понимаете! — сказал утёнок.

 

— Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймет! Ты, видно, хочешь быть умнее кота и нашей госпожи, не говоря уже обо мне? Не дури и будь благодарен за всё, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, ты попал в такое общество, в котором можешь чему-то научиться. Но ты пустая голова, и разговаривать с тобой не стоит. Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя. Так всегда поступают истинные друзья. Старайся же нести яйца или научись мурлыкать да сыпать искрами!»

 

Подальше бы от таких друзей! А ещё от учителей, начиная с младших классов! Сколько крыльев было обрезано, сколько судеб переломано — вот уж поистине «благими намерениями вымощена дорога в ад». А всё потому, что каждый меряет по себе. Хорошо, если размер универсальный и не жмёт. А если всех под одну гребёнку?! Родители, думайте, очень хорошо думайте — кому, в чьи руки вы отдаёте своих детей. Очень часто «курица» по природе, но не по статусу будет ломать вашего ребенка, запрещая ему»наслаждаться глубиной», только потому, что для неё вода — смерть. Очень часто, те кто «кто любит пускать искры», будут нивелировать ваших детей и заставлять их учиться пускать только искры, вместо того, чтобы зажигать пламень души и сердца. Рождённые нести яйца — пусть несут яйца, они тоже нужны в питании. Но рождённые летать — пусть распрямляют свои крылья — мы будем смотреть на их прекрасный полёт высоко в небе и наслаждаться великой Красотой Свободы. Придёт время — и они, эти «гадкие утята», научат летать и нас, они научат нас быть самими собой и бороться за этот статус также отчаянно, как некоторые из вас борются сейчас за свой профессиональный «стул и стол».

 

Утёнок ушёл. Над ним смеялись, его презирали, а он плавал и нырял вниз головой, он наслаждался тем, что жил своей природой, он, уже на этом этапе, познал счастье от ощущения того, что ему удается жить не вопреки, а только по своей природе. (Может хоть сейчас вы поймёте, почему дети убегают из дому? )

 

Настала осень. Птицы улетали в тёплые страны и в этот период Утёнок впервые увидел Лебедей — тех прекрасных гордых птиц, с длинными гибкими шеями, которые будили своими трубными голосами душу и сердце малыша. Непонятная тревога охватила маленького Лебедя и он тоже вытянул шею, и тоже закричал, и испугался того, что его голос вдруг оказался похожим на голос этих чудесных и недоступных птиц. Вот здесь мы можем сказать — «утёнок» действительно встретился с самим Собой, со своей всё еще скрытой, но несущей в себе огромную силу и энергию, Природой. Тоска, щемящее чувство на сердце, ощущение, что вот сейчас, где-то рядом, пронеслось нечто, что так близко, дорого, но все ещё непонятно, не осознано — это чувство прекрасно и ужасно одновременно. Хочется разгадать тайну, находящуюся в себе Самом — и ещё не настало время! Время, которое хочется обогнать, передвинуть, заставить раскрыть будущее…Но для того, чтобы иметь право быть Собой, родившись «на птичьем дворе», необходимо научиться терпению, терпимости, умению выживать в самых сложных условиях и прощать. А помощь — она придет. Но в самый критический, самый нужный момент, а до этого — борись! Борись до конца! Ты имеешь право быть тем, кем чувствуешь себя! Без борьбы высоту не осилишь и на куриных крыльях далеко не улетишь.

 

Наступили холода, морозы сковали озёрную гладь, Утёнок плавал до изнеможения, пытаясь отвоевать у зимы хотя бы крохотный участочек полыньи. Но зима — суровая дама, она Москву от Наполеона спасла, куда уж с ней маленькому тягаться. На счастье (пока всё еще горькое), мимо озера проходил крестьянин, который вызволил из льда замерзшего «утёнка», его отогрели, но тут снова вступил в действие принцип — за всё надо платить.

 

Людям почему-то всегда кажется, что если они кому-то помогли, если они кого-то «обогрели», согрели, поддержали в нужный, критический момент словом или поступком — у них тут же появляется пожизненное право и в дальнейшем вмешиваться в жизнь»обогретого». И очень удивляются, когда им мягко (или не очень) намекают — спасибо, больше не надо, а то и вовсе заявляют о том, что ничего им не должны. И это правильно. Поверьте, тот, кто получил вашу помощь, действительно испытывал благодарность к вам на тот момент, и то, что он пережил, поможет теперь ему в дальнейшем чувствовать чужую боль и не оставит равнодушным на чужую беду. Но жизнь продолжается. И у него и у вас. И даже в банках не существует пожизненных кредитов.

 

В восточных странах, где психологию знают глубже и пользуются ею чаще и мудрее, человеку никогда не окажут помощь, даже в экстренный момент жизни до тех пор, пока он сам об этом не попросит. И это, как теперь понятно, очень правильно и тактично, так как в таком случае человек освобождается от долга «благодарности». А теперь скажите себе честно те, кто бьёт себя в грудь и постоянно упрекает ближних своих в неблагодарности — протянутая рука помощи была подана вами только потому, что так подсказало вам ваше доброе и отзывчивое сердце (но владельцы подобного сокровища просто от природы лишены дара злословить, укорять и угнетать), или всё же для того, чтобы поставить человека перед фактом «неоплатного долга»?! Если вы выбрали второй вариант — улыбнитесь, жизнь в который раз снимала вас на скрытую камеру.

 

Что ж, Утёнок тоже попал к подобным «благодетелям». Но он мужественно выстоял и здесь. С трудом и с большими страданиями он выдерживал испытания, выпавшие на его долю и с первыми тёплыми лучами весеннего солнышка вдруг взмахнул окрепшими крыльями и полетел! Его внутренняя природа вела его как по компасу к Себе. И сам не заметив как, он вдруг оказался возле озера, где снова увидел прекрасных птиц, и снова его сердце сжалось от непонятной тоски.

 

«Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но всё равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»

 

Бедный, он всё еще не понял, что прекрасные, большие и благородные птицы потому и прекрасны, что они не утки и не куры по своей внутренней природе. Они гораздо выше и мудрее злобного, щипающего и клюющего исподтишка, шипящего невежества; они потому и считаются благородными, что у них поистине благородное сердце, которое умеет ценить равных себе.

 

Утёнку было чуждо утиное чванство, куриная слепота, озлобленность «простых» людей — его сердце стремилось к Красоте и Добру. Он не встал на колени перед гордыми птицами, униженно прося не гнать его — нет. Его сердце было таким же благородным и гордым (не путать с напыщенной гордыней), как и у тех, к кому его тянуло. Он не набивался в друзья, не пытался выдавить слезу рассказами о своей горемычной жизни — он был выше, он был благородным. Он готов был принять смерть, так как его душа больше не могла выносить унижений и насмешек. И кого? — кур и уток!

 

Эта сказка закончилась счастливо. И лебедь сумел стать Лебедем и найти «своих по духу». Он с достоинством перенёс все испытания и посвящения в Мистериях жизни и он оказался достойным собратом великого общества Белых Лебедей. И когда «дети и взрослые говорили: «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!», — у него не кружилась голова от тщеславия, и ему никогда даже в голову бы не пришло заниматься самолюбованием и самовосхвалением.

 

Что ещё можно сказать об этом удивительном Лебеде, если даже»старые лебеди склонили перед ним головы»? Только то, что в каждом людском сердце живет эта гордая и благородная Птица. Ее называют по-разному: искрой, Высшей Силой, Божественной Энергией, Душой, Божественным Ребёнком, Солнечным Ангелом, да мало ли ещё как. Главное, что этот потенциал есть у каждого! Не у каждого есть, правда, столько мужества и истинного благородства, но это уже из другой сказки.

 

Остается добавить только одно: мы будем рады, если и вы теперь будете с легкостью различать настоящих «гадких утят» от «испанских уток». Оно того стоит. Проверено жизнью.

 

Есть сказки, которые учат доброму и вечному, которые раскрывают красоту человеческих отношений и подсказывают, что Добро всегда победит зло. А есть сказки, которые учат лжи и обману, возводя всё это в ранг добродетели и прикрываясь тем, что «это же жизнь».

 

Но прежде, чем мы начнём раскрывать и исследовать эту очень непростую и неоднозначную тему, давайте рассмотрим, как сказки вообще, и хорошие и плохие, влияют на сознание человека и как это отражается на его жизни. Заметьте, мы не сделали акцент на том, что сказки влияют только на психику ребёнка, мы подчеркнули именно момент того, что сказки влияют на жизнь и судьбу человека в любом возрасте, причём независимо от того, догадывается он об этом, или, что чаще всего, нет.

 

Мы не знаем ребёнка, у которого бы не было любимой сказки. И сейчас мы очень просим вас, не задумываясь, не листая книгу, вспомнить — а какая сказка была любимой у вас? Только не подгоняйте под символы — всё равно не угадаете, здесь действует совершенно другой механизм. Вспомнили? А теперь запишите название хотя бы на странице книги и ответьте ещё на один вопрос — кто в этой сказке был вашим любимым героем? Опять же — не подгоняйте под символы — просто напишите и всё. Теперь давайте отвлечёмся и продолжим исследовать влияние сказок на всю дальнейшую судьбу человека.

 

Когда читается сказка (миф, былина, легенда), она всегда воздействует на эмоциональную сферу, вызывая и определённые эмоции, и определённые чувства. Причём сказать точно, какие именно вызовет чувства и эмоции данная сказка у данного человека не сможет никто! И вот с этого момента начинается самое интересное — почему одна и та же сказка так по-разному влияет на психику? Потому что у разных людей она задевает, или не задевает вообще, разные струны души в виде пережитых психических травм, обид, боли, непонимания… Причём задевает настолько невидимо и»профессионально», что человек сам не понимает, как берёт на вооружение схему адаптации к непереносимой ситуации и реализует её уже не в сказочной, а реальной жизни. Хорошо, если на «вооружение»пойдёт «Царевна-лягушка», где герой своими ногами и руками достиг победы над собой. А если «Золушка», где считается как за само собой разумеющееся, что после долгих и безропотных страданий обязательно найдётся Фея, которая познакомит с Принцем, даст хрустальные туфельки, а Принц ну всенепременно захочет потом найти»незнакомку». Да, Золушка добра и нежна. И это прекрасно. Но на этом хорошее в этой сказке заканчивается. Дальше идёт схема, по которой девочка понимает: будь хорошей и безотказной, и Принц найдёт тебя сам.

 

Не найдёт. Во-первых, потому что Фея редко встречается в жизни, в основном Мачеха (вспомните, в «Диких Лебедях» мы подробно останавливались на том, что образ Мамы часто тожественен образу Мачехи), а во-вторых, это установка на то, что кто-то что-то за тебя сделает, да ещё корону на голову оденет. К тому же Принцы золушек в упор не видят, и чтобы встретиться с ними, придётся самостоятельно отмыться от «золы», заняться своей судьбой, а не судьбой «сестёр», да к тому же ещё получить образование, достойное если не королевы, то уж не меньше чем принцессы. Это только в сказках — поженились и сказке конец. А что после женитьбы? Поверьте — кромешный кошмар. Особенно, когда сексуальная страсть угасает, и ты вдруг понимаешь, что рядом с тобой, пусть добрая и красивая, но всё же «Золушка», с которой у тебя нет ничего общего. Да и Золушка навряд ли Принцу простит за то, что он её в грязном переднике видел. Дальше додумывайте сами, а мы просто продолжим исследование по влиянию сказок на нашу жизнь.

 

Мама читает сказку. Потом хочет прочесть другую. А ребёнок просит — ещё раз эту читай, мне эта нравится. Мама говорит, да ты же ещё не знаешь, как интересна следующая сказка. Но ребёнок не сдаётся. Он либо настаивает на повторном прочтении (в который раз!)той же сказки, либо всё же соглашается послушать и другую, но потом всё равно просит почитать любимую. Он знает её на память, и попробуйте только поменять там хоть одно слово. Он тут же вас поправит и продолжит внимательно слушать. Даже складывая, как нам кажется, увлечённо кубики или рисуя, но слушая сказку, он очень внимательно следит за сюжетом и правильностью слов. В чём же дело?

 

В том, что ему действительно важно каждое слово. Это уже готовая схема, которую никто не смеет нарушить. В самой сказке заложена психологическая проблема ребёнка, которую он пытается решить за счёт готовой схемы. Он вновь и вновь проигрывает внутри себя сюжет, который помогает ему избавиться от внутренних страданий. Он навряд ли сам сможет их чётко озвучить, но они непереносимы и несовместимы с его жизнью. Да, не больше, не меньше — а именно несовместимы.

 

Нет для малыша страшнее ситуации, когда мама орёт — не кричит, а именно орёт, с искажённым от ярости и гнева лицом. Вы когда-нибудь видели себя в зеркало, орущими? Посмотрите. Картина незабываемая. Там не только ребёнок, с его нежнейшей психикой, перепугается, но и не каждый взрослый выдержит. А слова, которыми награждают малыша? Одни маты, без которых редко кто, увы, обходится, чего стоят. А побои, которые не столь уж редки, если никто не видит и не узнает. А запреты на то, что ребёнок хочет делать, и непререкаемые указания на выполнение того, к чему у нет ни малейшего желания? Да, определённые рамки ребёнку устанавливать надо, но не через насилие и истязания, даже если они психологические.

 

И это всё ребёнок видит от Мамы — той самой доброй и прекрасной, той самой любимой и родненькой, которая защитит и согреет, накормит и погладит по головке, нежно поцеловав. Да, мы знаем. Как бы мамане орала, она всё равно любит своего ребёнка. По крайней мере, так говорится. Но попробуйте объяснить это Мудрому крохе, который чувствует Правду не через оправдательные слова, а через сердце, которое умеет различать, когда мама от души любит, а когда от души ненавидит.

 

В сказке он неосознанно ловит своё наболевшее. Например, образы Мачехи, Ведьмы, Бабы-Яги (не путать с символами!!) для него актуальны в том случае, если мать на словах говорит одно, особенно если рядом, кроме ребёнка, есть кто-то, кто похвалит её за»самоотверженное» материнство, а на деле демонстрирует совершенно другое. Подчеркнём, ребёнка не обязательно истязать физически для того, чтобы он понял — его не любят, он никому не нужен на этом свете. Достаточно просто не обращать на него внимания, постоянно шугать и включать ему телевизор, «чтоб не мешал», отправлять играть «в свою комнату», говорить холодным тоном, небрежно отодвигать ручонки, протянутые для обнимания… Да мало ли что ещё может продемонстрировать «любящая мамаша», чтобы ребёнок, слушая сказку, внимательно следил за правильностью действий, наслаждаясь, как уничтожают Ведьму, Мачеху или убегают от Бабы-Яги. Кстати, негативный образ Бабы-Яги дан именно в антисказках, где описание внешности Бабы-Яги настолько мерзкое и отвратительное (почитайте хотя бы Афанасьева), что поневоле захочешь содрогнуться и поскорее унести ноги. И чем отвратительнее Баба-Яга или Ведьма — тем больше ребёнку эта сказка нравится. Не потому, что у него извращённое понимание, а потому, что этот образ для него очень-очень близок: успеваешь убежать от Бабы-Яги или Ведьмы, значит останешься жив, да ещё и бонусы от этого получишь. Хотите, переведём на язык жизни? Успеешь убежать от собственной мамочки (Бабы-Яги, Ведьмы, Мачехи) — считай, повезло. И начинает ребёнок изо дня в день, не осознавая этого, «убегать» от своей родименькой. Как там в сказке? — Ведьму надо обмануть, обхитрить, пакости ей наделать (при помощи волшебных гребней, бросив которые, леса вырастают, или платочка, которым взмахнёшь — гора предстаёт), а пока она из «завалов» выгребается — надо успеть новые позиции занять. Вот вам и «война миров». Мать причитает «и за что ж мне такое наказание» в виде собственного ребёнка, при чём не стесняется это говорить и при самом ребёнке, а он ей в отместку — всё как по сценарию сказки. Считаешь меня наказанием — ну, так я тебя не разочарую. В школе «добрая учительница» тоже может неосознанно вписаться в сценарий сказки — и тогда война с Ведьмой начинается и здесь.

 

Мы приводим пока только схематичные примеры, конкретный разбор будет дальше. Но скажем уже сейчас, что образы Серого Волка, Кощея, Бармалея, Змея Горыныча могут быть очень даже связаны с папой, о котором в этой книге мы как-то ни разу не упомянули. Проигрывая убийство Волка или змея, ребёнок мысленно борется с тем, кто обижает маму (а это, как правило, папа). Борясь с Кощеем в образе Иванушки, мальчишка лишает обидчика самого главного — бессмертия во зле и надеется, что скоро обидчик погибнет, «и так ему и надо!» и это не злой ребёнок — справедливость во имя Добра заложена в детях как рефлекс, как иммунитет на выживание. Он должен любить, он должен верить в любовь, он должен верить в то, что его любят — иначе смерть, может быть не физическая, но духовная — это точно. И не надо удивляться, что вокруг нас так много злых и агрессивных, «без тормозов» детей и подростков. Это те самые «нелюбимые», которые потеряли веру в добро и справедливость, у которых уже нет ничего святого, но самое страшное — и не будет потерянный иммунитет Веры в Чистое и Прекрасное не восстанавливается. Это и есть то, что называют «потерянным поколением». Это и есть те «потерянные» дети, которых не любили даже их собственные родители, считая, что игрушками и дорогими подарками они демонстрируют детям любовь, превращая детско-родительские отношения в продажный бордель, где «за всё заплачено».

 

Мы знаем слишком много примеров, когда «продвинутые» папаши учили своих детей жестокости и садизму, утверждая, что они готовят ребёнка к жизни. Читая сказки, они грубо комментировали и цинично выражались в отношении положительных героев, называя их «лохами» и придурками, но злых героев восхваляли и говорили, что «вот это правильно, только так и надо». А ведь ребёнок верит безоговорочно! Для него, вплоть до подросткового возраста, нет большего авторитета, чем родители. А добавьте сюда, что сказка, тем более с комментариями, абсолютно беспрепятственно проникает в глубинные структуры психики ребёнка! Вы представляете, что происходит, когда природная, интуитивная Вера в Добро грубо вычищается, по принципу аборта, из жизненно важных психических структур ребёнка и заменяется на инстинктивные повадки зверя?!! Это взрослый может (по крайней мере, должен бы) сортировать информацию и понимать, где «прикалываются», а где «не шутят». Ребёнок всё принимает за чистую монету. И начинает воплощать сказку в жизнь. И не в чью-то, а в жизнь своих родителей в первую очередь.

 

Но ребёнок растёт, у него уже появляются новые интересы, значит, меняется и сказка, или главный герой, на которого ребёнок хочет быть похожим. А теперь вспомните, какие чаще всего дети читают книги? Какие мультфильмы смотрят? Кем восторгаются? И это не телевидение виновато, не киноиндустрия — каждый должен заниматься своим делом. Телевизионщики и киношники — своим, а родители своим. Смешно слушать, когда не только родители, но и грамотные специалисты во всех бедах винят голубой экран и компьютерные игры. Сами того не понимая, они с головой выдают только то, что в раннем возрасте игнорировали общение с ребёнком.

 

Ещё и ещё раз. Ребёнок приходит в этот мир с Матрицей Добра и Любви, Верой в Справедливость и Честность. Просто посмотрите в широко распахнутые доверием к вам глаза малютки — и ваши сомнения отпадут. С первых же минут его жизни уже начинается битва между Божественной Матрицей Внутренней Духовности и той грязью, в которой мы вынуждены жить. Но у ребёнка врождённый иммунитет на зло. И если иммунитет физиологический поддерживает материнское молоко, то иммунитет Духовный поддерживает Материнская Любовь. Вслушайтесь в это прекрасное словосочетание — Материнская Любовь! И пусть у ребёнка не будет модных пинеток или блестящей побрякушки, пусть он будет одет в старенькие поношенные вещи, пусть у его мамы не будет маникюра на руках и педикюра на ногах — главное — это чтобы блестели Любовью её глаза, чтобы её руки излучали нежность, а голос — защиту и веру: ты мой, малыш, и я тебя никому не отдам. . . Главное — чтобы её сердце стучало с такой любовью при виде своего малыша, что при любом плаче прижав его к груди, он успокаивался бы и засыпал. А шершавые руки, которые такая мама не успевает намазать кремом, или простенький халатик — разве малышу это важно? Если кормить ребёнка такой Любовью — ему не будут страшны в будущем никакие страшилки и Бармалеи. И из сказок он будет брать только самое лучшее — потому что подобное притягивает только подобное. Так, с первых минут жизни, закладывается и укрепляется Духовный иммунитет человека. Так строится его жизненный стержень, каркас, на который потом будут наслаиваться жизненные ситуации. Что можно «налепить» на сломанный каркас? Что выдержит поломанная ось? Так кого винить будем?

 

Ко всему сказанному добавим, что невротизированный (честнее, нелюбимый) ребёнок, имея неосознанные установки в виде сказочных сценариев, постоянно притягивает к себе в жизнь именно такие ситуации, которые подтверждают — да, ты всё делаешь правильно, ты идёшь строго по сюжету. Это легко прослеживается по удивлённо-возмущённым вопросам родителей: «Не понимаю, и почему мой ребёнок постоянно в одни и те же ситуации попадает, и постоянно в какие-то истории втягивается. Ему как мёдом намазано…» Ну, мёдом, не мёдом — а сценарий выполняет. Здесь без грамотного специалиста не обойтись. И работа ему предстоит не на один месяц.

 

Если кто-то подумал, что сказки воздействуют только на детей, а во взрослом возрасте «рассасываются» естественным путём, спешим разуверить. Обрастая всё новыми «тонкостями», сказочка волшебным образом только укрепляет свои позиции, потому и сами взрослые, которые уже начинают подозревать, что что-то не так, чувствуют, что ходят по «заколдованному кругу». Добавьте сюда, что те же взрослые ой как любят играть в свои взрослые «игры», которые так гениально описал Эрик Бёрн, и «круг» действительно магически замкнётся на детстве. Давайте искать выход.

Часть II. Сказка — как линия судьбы

ГЛАВА 1. КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ РЕБЁНКУ СКАЗКИ

 

Да, оказывается сказки тоже надо уметь читать. И от того, как мы их читаем, особенно нашим детям, напрямую зависит и их судьба.

 

Мы уже говорили, что сказки построены на символах и обобщённых образах, выраженных через аллегорию. Сказка — это поистине Кладезь Мудрости, если уметь её правильно прочесть. Чтобы понять, как это — правильно, надо понять, в первую очередь, а что же такое сам символ как явление Мудрости. В своё время Е. П. Блаватская писала, что символ — это опора для ума. Он содержит в себе одновременно несколько слоёв информации, и в зависимости от того, на каком слое (уровне) сознания находится человек, ту информацию он и получает. Дети, особенно маленькие, находятся на очень высоких уровнях сознания (не мышления) и имеют практически прямой доступ к своей Высшей природе, или тому, что мы привычно называем Душой, потому что их сознание ещё очень Чисто. Эта внутренняя чистота помогает ребёнку вникать в самую суть, в самую идею сказки, ведь ребёнок ещё не умеет анализировать и делать выборочные, удобные для данного момента, выводы, но воспринимает мир целостно. Это то состояние гениальности, к которому стремятся взрослые.

 

Но, подрастая, ребёнок начинает усваивать социальные нормы, без которых он не сможет полноценно адаптироваться к миру. А социальные нормы далеки от совершенства. Ребёнок видит, что лгать и лицемерить — это норма, потому что так делают его мама и папа. Ну, например, когда папа говорит, что завтра можно поехать на природу, а потом всё отменяется по разным причинам, которые малышу не понять; когда мама умильно расхваливает Дашеньку или Настеньку в присутствии её родителей, а когда закрывается дверь — кривится, и говорит гадости и в адрес Дашеньки, и в адрес её мамы. И это только начало тех противоречий, которые должен понять ребёнок, чтобы выжить в этом мире.

 

Чем старше становится ваш малыш, тем больше в нём перекрывается, расчленяется природная целостность. Он уже сам научился и обманывать, и хитрить, и притворяться, и делать вид…значит прямого доступа к идее у него уже нет. И тогда настаёт время развития логического мышления, когда ум, уже не умея чувствовать Целое, начинает достраивать недостающие звенья воображением, строить форму, знак, символ, которым может манипулировать. То, что ребёнок переключается на язык символов видно из его рисунков и других творческих «продуктах деятельности», в играх, где он свободно абстрагируется от конкретного и легко переключается на воображаемое (например, любая щепка может стать корабликом, а порезанная бумага — макаронами для куклы).

 

И вот здесь, в этот период, необходимо удержать у ребёнка планку врождённой духовности. Это самый сенситивный (чувствительный)возрастной период, когда сказка может стать основой либо Доброй судьбы, либо судьбы-злодейки. Всё зависит от того, как родители ему сказку преподнесут, как они её объяснят, и не просто сами объяснят, но проанализируют вместе ребёнком. Это самое лучшее развивающее занятие, которое можно делать в любое время, даже перед сном, даже идя по улице или спускаясь с лестницы. От того, какие акценты вы сделаете, какие характеристики дадите героям — именно от этого будет зависеть нравственная составляющая вашего ребёнка, которая остаётся на всю жизнь, закладываясь на таких «мелочах».

 

Если вы осуждаете плохого героя, если вы говорите, что так не нужно было делать, и тут же совместно решаете, а как было бы лучше, а что произошло бы, если бы он поступил иначе — вы закладываете в ребёнка не только культурно-этическую базу, но и развиваете его умение предвидеть результаты поступков (а это уже близко к пробуждению интуиции), даёте толчок к развитию аналитических способностей, без которых невозможно создавать целое.

 

Символ содержит одновременно несколько слоёв информации. Его особенность концентрировать идею делает текст очень ярким и ёмким. Он одновременно воздействует на ум, чувства и Душу, то есть на мыслительную, эмоциональную и интеллектуально-духовную сферу. Задавая нравственный тон прочитанной сказки, вы стимулируете у ребёнка способность размышлять и делать выводы. А этому его не научат ни в одной школе. Но и это ещё не всё. Хорошая сказка учит самому главному — ВЕРЕ В СЕБЯ. В то, что у тебя обязательно всё получится, если ты приложишь к этому усилия, если захочешь сдвинуться с места, что-то изменить, но изменить в себе и для себя, а не соседа и у соседа. Сказка открывает мир того, что всё возможно и помощь, подсказка обязательно придёт, но придёт непросто так, а когда ты будешь хоть что-то делать. Она даёт уверенность в том, что при устремлении к цели и звери, и птицы, и Баба-Яга, и цветы, и деревья — всё будет готово помочь, но надо только услышать их голос, понять их и отнестись к ним с добром. И тогда ребёнок начинает действительно прислушиваться и присматриваться к окружающему миру — для него всё вокруг оживает, и он начинает свободно разговаривать с деревом или цветком и когда вы хотите сломать веточку, он скажет вам — не надо, ей же больно. Он будет учиться чувствовать чужую боль, и даже если это вы ему скажете: не топчи цветочек, смотри какой он красивый, он живой, ему больно… — это тоже всколыхнёт чувствительную душу малыша, и он уже будет по-другому относится к Природе. Не надо бояться, когда ребёнок приносит в дом заморыша-котёнка или щенка. Не надо вышвыривать этот беспомощный комочек с криком и насмешками: вечно ты всякую заразу в дом приносишь… Во-первых, утверждением»вечно» вы закладываете в ребёнке установку на то, что теперь он просто обязан приносить в дом «заразу» (но это отдельный разговор), а во-вторых, заставляете его делать выбор между заботой и равнодушием. Если победит второе — вы сами, потом (а это «потом»наступает так быстро) будете плакаться всем знакомым и учителям, что не знаете, откуда ваш ребёнок уродился таким чёрствым и безразличным, почему к нему нельзя уже «не достучаться», «не доораться». А всё! Закрылось сердечко. Нет там больше места сочувствию. И так как для маленького ребёнка весь мир — живой, включая и вас, то обучая его равнодушию и беспринципности по отношению к щенку, вы автоматически настраиваете его на такое же отношение и к вам, но со временем.

 

Сказка — это тренажёр для ума и будильник для Души. Но тренажёром учат управлять взрослые, так же как и будильник тоже надо правильно завести. Попробуем?

ГЛАВА 2. УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТЫ

 

Не всегда на вопрос: «Какая у тебя любимая сказка? » ребёнок или взрослый человек может ответить быстро или точно. Иногда это вызывает откровенную растерянность, а иногда в памяти всплывает не сама сказка, а её фрагмент, или отдельные фразы. Вот эти фрагменты и отдельные фразы зачастую и есть те незримые»путеводители», которые задают тон неосознанным установкам. В свою очередь, неосознанные установки проявляются в том, что человек удивлённо в очередной раз пожимает плечами и удивлённо у всего мира спрашивает: «и почему у меня всегда одно и то же случается? И зачем я это сделал/а? Как у меня так получается, что всё время я в такие ситуации добровольно попадаю, а потом жалею, но уже вернуть ничего нельзя? » А действительно, почему порой человек умный, грамотно рассуждающий на многие темы, не может справиться с «граблями», которые уже не одну шишку ему набили, а он всё равно «в упор их не видит»?

 

В этой «невидимости» и заключается коварство неосознанных установок. Они сплошь и рядом портят вам жизнь, а вы их не можете»вычислить». Тогда давайте попробуем начать с детских установок. И возьмём такую интересную сказку, как «По щучьему веленью».

 

Рассказывать её нет смысла, потому что вы и так помните, как ленивый Емеля пошёл за водой, поймал щуку, а та, чтобы он её выпустил, откупилась от него магически-колдовской фразой, при произнесении которой всё само собой делалось. Эта сказка чем-то перекликается с «золотой рыбкой», потому что и в этой, и той главные герои так и не поняли, зачем им был дан такой Дар, и что могли они сего помощью много добра другим сделать, но предпочли разменять его на личные прихоти и желания, сумасбродные и никому не нужные. Но если Пушкин в «золотой Рыбке» хотя бы поучительный финал создал и всему миру рассказал, к чему приводит необузданность желаний, то в сказке про Емелю этот вывод отсутствует…

 

На самом деле трудно предположить, чтобы такой умный, при всех тяжелейших условиях сохраняющий нравственно-духовную основу русский народ, мог бы восхвалять такого Емелю, но так же трудно предположить и то, что Арина Родионовна, няня Пушкина, просто так рассказывала Сашеньке сказки, не давая им оценок, и не демонстрируя сказанное всей своей жизнью. Одно дело сказать: это плохо, и тут же это «плохо» совершить, утверждая, что «выбора не было», «так надо», «это же жизнь», а другое дело оставаться нравственно чистым в любых условиях, показывая, что и так можно жить.

 

Неспроста ведь на Руси всегда к деньгам и богатству относились как к чему-то, чего нужно стесняться. Неспроста ведь наши купцы да разбогатевший люд так отчаянно пропивали в кабаках несметные богатства, как бы подчёркивая, что деньги — это мусор. И нигде в мире так легко и щедро не жертвовали на благотворительность, как на Руси, вплоть до революции 1917 года. Как же так получилось, что в сказках — этих народных учебниках нравственности, культуры и духовности, появлялись такие антитексты?

 

Но давайте не будем забывать, что сказка, помимо сокровенных символов, несёт в себе и отражение социальных отношений, складывающихся на момент создания сказания. Давайте вспомним, что всегда была у народа в почёте сатира, и никто не мог так высмеять недостойное поведение или поступок, как народное творчество. Так кто сказал, что изначально эти сказки не были тем действительно Учебником по тому, как недостойно, как не надо делать?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Запись опубликована в рубрике Авторы, Психология с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Психодиагностика личностных проблем по сказкам-8

  1. Уведомление: Психодиагностика личностных проблем по сказкам-10 | Proza-online.ru - Проза-онлайн.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>